Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
277 56. Личными свойствами Отца, согласно богословамъ Отцамъ,
являются: нерожденность, рожденіе (Сына) и изведеніе (Св. Ду¬
ха). Итакъ, если одно изъ этихъ личныхъ свойствъ, именно —
изведеніе, является — общимъ и для Сына, согласно латинянамъ,
а Духъ Святый не обладаетъ ни однимъ изъ этихъ свойствъ, то,
слѣдовательно, Отецъ имѣетъ большую общность съ Сыномъ, не¬
жели — съ Духомъ Святымъ, и по необходимости вытекаетъ, что
и большее различіе Онъ имѣетъ съ Духомъ Святымъ, нежели —
съ Сыномъ. И что латиняне поставятъ в вину македоніанамъ, когда
и сами они откровенно являются духоборами? Второй документъ, относящійся къ этому періоду, это, какъ
мы выше сказали, “Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго”, ко¬
торое Святитель написалъ во Флоренціи и готовился подать Им¬
ператору Іоанну Палеологу во время тѣхъ внутреннихъ собраній,
которыя греки имѣли между собой по вопросу заключенія Уніи
съ Римомъ. Исторію сего документа, какъ и слова св. Марка объ
его “Исповѣданіи Вѣры” мы привели полностью выше, и здѣсь
нѣтъ нужды намъ повторяться. Это “Исповѣданіе Вѣры” преиму¬
щественно посвящено тому же догматическому вопросу, что и
“Силлогическія Главы”, т. е. опроверженію латинскаго догмата
объ исхожденіи Святаго Духа отъ Сыновней Упостаси; въ этомъ
документѣ также порицается самый фактъ внесенія прибавленія
въ Сѵмволъ Вѣры, и заканчивается онъ увѣщаніемъ сохранить
Православную Вѣру ненарушенной и не искать Уніи съ Римомъ. Этотъ документъ сохранился въ цѣломъ рядѣ рукописей,
хранящихся въ Миланѣ, Парижѣ и иныхъ мѣстахъ (Atheniensis
652, fol. 11-13, Mediolanesis Ambrosianus 653, fol. 15-20. Ambrosia-
nus 859, fol. 115-118. Pariamus 1218, fol. 502-4. Parisinus 1286, fol.
181-4. Vaticanus-Ottobonianus 418, fol. 419-20. Paris. 1259, fol. 6-7.
Parisinus 1327, fol. 248. Parisinus 2075, fol. 333-4. Parisinus 3104.
Monacensis 145, fol. 191 И T. Д. ). Напечатано оно по частямъ и у Миня, вмѣстѣ съ “Confuta¬
tiones” со стороны злѣйшаго уніата протосингела (впослѣдствіи
уніатскаго Патріарха Константинопольскаго) Григорія Маммы.
Въ сопровожденіи латинскаго перевода этотъ документъ — “Ис¬
повѣданіе Вѣры” св. Марка Ефесскаго — былъ помѣщенъ, со¬
гласно Парижской рукописи 1218, Монсиньеромъ Луи Пти въ
17-мъ томѣ “Потрологіи Оріенталисъ”, стр. 435-442, съ изданія
котораго, какъ и до сихъ поръ, мы дѣлаемъ настоящій переводъ
на русскій языкъ.