Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
276 суть — Одинъ Виновникъ иначе, иначе же Каждый изъ Нихъ въ
отдѣльности, — то какъ не быть двумъ Виновникамъ? Ибо “ина¬
че” и “иначе”, внѣ всякаго сомнѣнія, вводить и различіе и число. 52. Въ Божественныхъ Лицахъ — или одинъ Виновникъ или
же не — одинъ. Если Одно Лицо — Виновникъ, то мы имѣемъ
искомое: ибо Отецъ, внѣ всякаго сомнѣнія, будетъ единымъ (Ви¬
новникомъ). Если же въ Божественныхъ Лицахъ не — одинъ
Виновникъ, то, конечно, будутъ два Виновника, какъ и два Про¬
исходящихъ отъ Виновниковъ. А это само по себѣ — абсурдъ! 53. Если непосредственный Виновникъ является большимъ й
болѣе близкимъ, чѣмъ — посредственный, то почему, въ то вре¬
мя какъ часто говорится, что Духъ исходитъ отъ Отца, рѣдко
прибавляется “чрезъ Сына”? Почему о большемъ и болѣе близ¬
комъ Виновникѣ умалчивается, а меньшій и болѣе далекій всегда
приводится? Какъ же не быть и двумъ Виновникамъ при нали¬
чіи большаго и меньшаго и болѣе близкаго и болѣе дальняго (Ви¬
новниковъ) ? 54. Сынъ является Виновникомъ Святаго Духа или поняті¬
емъ существа или же понятіемъ Ѵпостаси. Если понятіемъ су¬
щества, а существо — тождественно у Трехъ (Лицъ), то, слѣ¬
довательно, быть Виновникомъ будетъ общимъ свойствомъ для
Трехъ, и тогда Духъ будетъ изводить Самого Себя или иное Лицо.
Если же Сынъ — Виновникъ (Духа) понятіемъ Ѵпостаси, то по¬
скольку Его Ѵпостась иная отъ Ѵпостаси Отца, инымъ, въ срав¬
неніи съ Отцемъ, будетъ и Виновникъ и иное Начало. Итакъ,
двѣ Ѵпостаси будутъ Виновниками, а этимъ и два Начала бу¬
дутъ на лицо. 55. Изводительная сила въ Отцѣ и Сынѣ, согласно латиня¬
намъ, являющаяся тождественной въ Нихъ, конечно, является
принадлежащей существу и естеству; между тѣмъ, ея не доста¬
етъ Духу Святому, ибо Онъ не изводитъ никакое иное Лицо. Но
такъ какъ обладающіе той же силой необходимо являются имѣ¬
ющими и то же существо, согласно богословамъ Отцамъ, то и, на¬
противъ, не обладающіе той же, принадлежащей естеству, силой,
— необходимо вытекаетъ, что и не то же имѣютъ естество; и,
такимъ образомъ, Духъ Святый, будучи чуждъ общей принадле¬
жащей естеству силы, чуждъ — и общаго естества, которое имѣ¬
ютъ Отецъ и Сынъ. Но мы знаемъ, что Святая Троица, какъ —
единосущна, такъ и — единосильна, и какъ единую силу (Трехъ)
Лицъ мы возвѣщаемъ, такъ — и единое существо; и сказавъ мно¬
го, мы прощаемся съ этими новыми духоборами.