Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
275 дующее: “И не было, и не есть, и не будетъ слово старше по вре¬
мени Слова: Слово же — не безъ разума и не безжизненное, но —
обладающее разумомъ и живое, какъ имѣющее Раждающій Его
по естеству существующій Умъ — Отца, и существующую Жизнь,
по естеству сосуществующую съ Нимъ — Духа Святаго” ,м). За¬
мѣть, что “Раждающимъ Умомъ” онъ называетъ Бога Отца; “Сло¬
вомъ” же рожденнымъ отъ Него — Бога Сына; Жизнью же —
Духа Святаго, вмѣстѣ съ Сыномъ имѣющаго бытіе, но не отъ Не¬
го принимающаго бытіе. И это-то то самое, что и иной богословъ
говоритъ: “Духъ отъ Отца исходитъ и въ Сынѣ пребываетъ” І25). 48. Если происхожденія Божественныхъ Лицъ, согласно ла¬
тинянамъ, разнствуютъ между собой только понятіемъ посред¬
ственности и непосредственности происхожденія: тѣмъ, что Сынъ
имѣетъ бытіе только отъ Отца, Духъ же Святый — отъ Отца
чрезъ Сына, — то, значитъ, исхожденіе явится тѣмъ же, что и
рожденіе, и рожденіе, въ свою очередь, тѣмъ же, что и исхожде¬
ніе. Значитъ, въ Троицѣ будутъ два Сына: Одинъ — рожденный
только отъ Отца; другой же — рожденный отъ Отца чрезъ Сына;
и Одинъ будетъ ближайшимъ къ Отцу; другой же — ближай¬
шимъ къ Сыну, а въ отношеніи Отца — внукомъ. Но такого рода
богословетвованія, лучше же сказать — безсмыслицы, мы до сихъ
поръ еще не слыхали. 49. Начало Сына и Святаго Духа или одно и то же, или эти
Начала — различны: для Одного — одно, для Другого — другое.
Если одно и то же — то какъ Сына — только Отецъ является На¬
чаломъ, такъ, слѣдовательно, и Духа — только Отецъ (является
Началомъ). Если же для Одного — одно Начало, для Другого
— другое, то какъ не быть двумъ Началамъ? 50. Ѵпостась Отца является Началомъ Святаго Духа; но и
другая Ѵпостась — Ѵпостась Сына, согласно латинянамъ, явля¬
ется Началомъ Святаго Духа. Значитъ, и та и другая Ѵпостась, то
есть двѣ Ѵпостаси являются, согласно латинянамъ, Началами Ду¬
ха. Слѣдовательно, согласно имъ, на лицо — два Начала Духа. 51. Отецъ и Сынъ такимъ образомъ явятся Виновниками Свя-.
таго Духа: либо — такимъ образомъ какъ Каждый изъ Нихъ въ
отдѣльности (является Виновникомъ Св. Духа), либо — инымъ
образомъ. Если Оба Они (являются Виновниками Святаго Ду¬
ха) такимъ образомъ, какъ Каждый изъ нихъ въ отдѣльности, а
равно Каждый изъ, Нихъ такимъ жо образомъ является однимъ
Виновникомъ, какъ и Одно Лицо, — то, слѣдовательно, Оба явля¬
ются такимъ же образомъ Однимъ Виновникомъ, какъ Одно Лицо;
и такимъ образомъ, Савеллій снова будетъ жить. Если же Оба