Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
274 не два или три Виновника; и дѣло не обстоитъ такимъ образомъ,
что Одинъ — собственно говоря, является Виновникомъ, другой
— не въ собственномъ смыслѣ слова Виновникъ, и нѣтъ того,
чтобы отдѣльныя части придавались ей для бытія. Но если они
говорятъ такъ, то или пусть признаютъ, что открыто считаютъ
Духа тварью, или да разумѣютъ, что внѣ своего естества и ѵпо¬
стаси и у насъ (людей) могутъ два лица единымъ дѣйствіемъ
и единой мыслью искусно сдѣлать то, что пожелали бы, но чтобы
каждый изъ нихъ отъ своей ѵпостаси, могъ единымъ дѣйствіемъ,
совмѣстно изводить, согласно естеству, одно лицо — сіе невозмож¬
но; развѣ лишь возможно только придать отъ себя часть для бы¬
тія этого лица, какъ было сказано; такъ что тѣмъ, что будутъ два
начала и два дѣйствія (энергіи), то и происшедшее отъ нихъ
явится составнымъ. Поэтому достойно удивленія, что они единое
личное дѣйствіе (энергію) приписываютъ двумъ Лицамъ и утвер¬
ждаютъ, что два Лица являются единымъ Началомъ. 47. И самый умъ (νους) въ насъ, имѣю въ виду — человѣ¬
ческій, рождаетъ изъ себя слово и изводитъ духъ; одного — какъ
бы вѣстника своихъ движеній и мыслей, другого же — какъ жи-
вителя и двигателя тѣла и соявителя и возвѣстителя слова.
Итакъ, слово и духъ одновременно въ отношеніи другъ друга ис¬
ходятъ изъ ума, и первое — возвѣщаетъ внѣшнимъ то, что отно¬
сится къ родителю, а второй — живитъ и движетъ тѣло такъ,
какъ это пожелалъ бы изводитель. Но никто изъ здраво мысля¬
щихъ не сказалъ бы, что духъ происходилъ отъ слова и оно было
виновникомъ его; ибо какъ бы это могло быть, когда и самъ онъ
содѣйствуетъ слову въ явленіи его и самъ, въ свою очередь, чрезъ
него является? Такимъ же образомъ и Вѣчное Слово имѣетъ Ду¬
ха происходящимъ вмѣстѣ съ Нимъ отъ Перваго Ума и Отца, и
не является для Него (Духа) Виновникомъ бытія, какъ и Самъ
не отъ Него пріемлетъ Начало. Такъ богословствуетъ съ нами и
прежде насъ божественный Максимъ, что образъ (т. е. умъ, сло¬
во и духъ) чудеснымъ образомъ соотвѣтствуетъ Первообразу. Ибо
какъ у насъ слово является возвѣстителемъ движеній ума, та¬
кимъ же образомъ и Божественное Слово именуется Возвѣсти¬
телемъ (Ангеломъ) великой воли Отца; и какъ у насъ духъ явля¬
ется живительнымъ и двигательнымъ началомъ тѣла, такимъ же
образомъ и Божественный Духъ, являясь животворящимъ и дви¬
гательнымъ и сохраняющимъ и освящающимъ Началомъ для тва¬
ри, именуется Жизнью. Итакъ, помянутый божественный мужъ
въ 3-й главѣ Сотницы “Созерцательныхъ Главъ” говоритъ слѣ-