Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
273 зомъ, и всѣ мы, люди, имѣя происхожденіе отъ Адама, называемъ
себя происходящими отъ естества Адама, но, отнюдь, не отъ ѵпо¬
стаси его. Но, вотъ, Святые, богословствуя, говорятъ относительно
Духа, что Онъ происходитъ отъ Ѵпостаси Отца; такъ говорятъ и
божественный Григорій Нисскій и величайшій, воистинну, Мак¬
симъ и всѣ остальные; а то, что Онъ происходитъ отъ Ѵпостаси
Сына, никто изъ нихъ, насколько намъ извѣстно, не говорилъ.
Итакъ, напрасно латиняне сдѣлали Ѵпостась Сына ближайшимъ
Виновникомъ Духа. 45. Когда латиняне скажутъ, — что Отецъ не есть ближайшій
Виновникъ Святаго Духа, — мы ихъ спросимъ: въ томъ ли смы¬
слѣ, что Онъ — Виновникъ Сына, они называютъ Его Виновни¬
комъ и Духа, или же въ томъ смыслѣ, что и Онъ придаетъ нѣчто
отъ Себя для бытія Духа? — Если они скажутъ, что — въ томъ
смыслѣ, что Онъ — Виновникъ Сына, то, очевидно, что Онъ, соб¬
ственно говоря, не является Виновникомъ Духа: ибо такого рода
Виновникъ — дальній и не ближайшій; и явствуетъ, что Отецъ,
являясь, въ собственномъ смыслѣ слова, Виновникомъ Сына, по¬
скольку Онъ — ближайшій къ Нему, не является, въ собствен¬
номъ смыслѣ слова, Виновникомъ Духа, поскольку Онъ не явля¬
ется ближайшимъ къ Нему. Но такое богословствованіе, лучше
же сказать богоборничество, мы до настоящаго времени и не слы¬
шали еще, но, напротивъ, слышимъ, что какъ Сынъ — отъ Отца,
такъ и Духъ — отъ Отца. Напрасно же они, сами говоря, что Духъ
Святый — “только отъ Сына”, обвиняютъ насъ за выраженіе:
“(Духъ Святый —) только отъ Отца”. Если же они скажутъ,
что въ томъ смыслѣ они называютъ Отца Виновникомъ Святаго
Духа, что и Онъ нѣчто отъ Себя придаетъ для бытія Духа, то что
еще можно сказать въ нагроможденіе возрастающихъ нелѣпо¬
стей?! — Ибо, вотъ, такимъ образомъ, будутъ два Виновника, ибо
и Ѵпостаси — двѣ, и естество Духа будетъ раздѣленнымъ, одна
часть — отъ Отца, другая — отъ Сына данная, и Духъ будетъ
составленнымъ, имѣя бытіе отъ Обоихъ, и иное подобное послѣ¬
дуетъ за сими доктринами. 46. Но будучи притѣсненными такого рода аргументами, ла¬
тиняне вновь обращаются къ примѣру твари, дабы очевиднымъ об¬
разомъ откровенно явить себя духоборами и показать себя мы¬
слящими Духа Святаго тварью. Ибо они говорятъ, что и тварь,
о которой говорится, что она имѣетъ бытіе отъ Отца чрезъ Сына,
также считается, что имѣетъ одного Виновника и Творца, а