Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
272 не употребляйте снова несоотвѣтствующіе примѣры, ибо тварь,
происходя отъ Бога, приняла бытіе не отъ естества Божія, но
чрезъ актъ творенія. 42. Если они говорятъ, что Сынъ — ближайшій Виновникъ
Святаго Духа, а Отецъ — не ближайшій, а это — противоставя-
щіяся другъ другу положенія, противоположныя же другъ дру¬
гу положенія невозможно — сочетать, то, слѣдовательно, Отецъ
и Сынъ не будутъ однимъ Виновникомъ, будучи, — про-
тивоставящіеся Другъ въ отношеніи Друга Виновники; итакъ, бу¬
дутъ два Виновника; и какимъ образомъ, несчастные, избѣгнутъ
они двухъ Началъ, которыя отовсюду слѣдуютъ за ними? 43. Говоря объ Отцѣ и Сынѣ, какъ о ближнемъ и не ближ¬
немъ Виновникѣ, и по нѣкоему естественному и необходимо выте¬
кающему порядку, ставя перваго и второго и третьяго, латиняне,
очевидно, что отдѣляютъ Святаго Духа отъ Отца и вводятъ въ Свя¬
тую Троицу градаціи и пониженія, и говорятъ, что Отецъ — боль¬
ше, чѣмъ Сынъ, а Сынъ — больше, чѣмъ Святый Духъ. Но пусть
они выслушаютъ отъ Пятаго Вселенскаго Собора, что нѣчто тако¬
вое является Оригеновымъ ученіемъ; ибо блаженной памяти Им¬
ператоръ Юстиніанъ, въ словѣ противъ него говоритъ о немъ слѣ¬
дующее: “Который, прежде всего, хуливъ въ отношеніи Самой
Святой и Единосущной Троицы, дерзалъ говорить, что Отецъ боль¬
ше — Сына, а Сынъ — больше Святаго Духа” ,2г). Отсюда, въ
томъ же словѣ онъ называетъ его и “многобожникомъ”; — и спра¬
ведливо. Ибо и Григорій Богословъ говоритъ: “Для насъ — одинъ
Богъ, ибо едино Божество и къ Одному относятся Тѣ Лица, Кото¬
рыя происходятъ отъ Него”123). Итакъ, если относящіе къ Одно¬
му (Лицу) Тѣхъ, Которые — отъ Него, вѣруютъ въ единаго Бога,
то, слѣдовательно, не относящіе Два Лица къ Одному, но Одно —
къ Двумъ, очевидно, что вѣруютъ не въ одного Бога, но — во мно¬
гихъ; такъ что же имъ ставить въ порицаніе еллинамъ (языч¬
никамъ) ! 44. Если Духъ Святый исходитъ отъ Сына въ ближайшемъ
порядкѣ, отъ Отца же — не въ ближайшемъ, какъ говорятъ ла¬
тиняне, то очевидно, что Онъ исходитъ отъ Ѵпостаси Сына, а,
отнюдь, не — отъ Ѵпостаси Отца: ибо какъ бы это могло быть ина¬
че, когда Духъ Святый имѣетъ бытіе отъ Него не въ ближайшемъ
порядкѣ? Ибо и Іакова, не въ ближайшемъ порядкѣ имѣющаго
бытіе отъ Авраама, мы не назвали бы происходящимъ отъ ѵпо¬
стаси Авраама, если бы только кто не пожелалъ сказать этимъ,
что онъ происходитъ отъ его естества; но, подобнымъ же обра¬