Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
28 принялъ только по послушанію Церкви, свидѣтельствуетъ пре¬
жде всего онъ самъ, говоря: “По повелѣнію и нуждѣ Христовой
Церкви воспріявъ архіерейское служеніе, которое выше и моего
достоинства и силы, я послѣдовалъ за Вселенскимъ Патріархомъ
и богоданнымъ Царемъ ... на Соборъ въ Италію”22). Георгій Схо-
ларій такъ говоритъ о возведеніи св. Марка на архіерейскую ка¬
ѳедру: “Онъ принялъ высокій духовный санъ единственно для за¬
щиты Церкви своимъ словомъ; — ей нужна была вся сила его сло¬
ва, чтобы удержать ее отъ совращенія, въ которое уже влекли ее
нововводители. Не по мірскимъ соображеніямъ принялъ онъ этотъ
санъ; это доказали послѣдствія”23). Великій Риторъ Мануилъ го¬
воритъ слѣдующее: “Затѣмъ и божественное иго священства онъ
воспріемлетъ, а не по многомъ времени и въ архіерея Ефесскаго
поставляется отъ великой и святой Церкви, не по своему жела¬
нію, а по избранію многихъ, и такимъ образомъ пріумножилъ себѣ
поприще добродѣтели и по силѣ упражнялся на немъ”. Подробнѣе ,чѣмъ у другихъ, находимъ это сказаннымъ у Іоан¬
на Евгеника, который, сказавъ о священническомъ служеніи св.
Марка, говоритъ затѣмъ: “ Когда было суждено нашему столь не¬
счастному роду среди прочихъ бѣдъ вынести и опасность для Цер¬
кви, чтобы была выдумана и принята такого рода Унія, и для это¬
го шли приготовленія, въ это время, послѣ многихъ просьбъ и
многочисленныхъ доводовъ и всякихъ указаній о пользѣ для Цер¬
кви (καί οικονομίας άπάσης), возшедъ на возвышенную каѳедру Ефе-
са, какъ воистинну достойный и большихъ и первыхъ почестей,
и великій архіерей и Великаго и Перваго Архіерея и Пастыря
явившійся подражатель, какъ начерталъ великій Павелъ, кото¬
раго новымъ Василіемъ Великимъ всѣ и считали и именовали,
когда уже Императоръ отправился и прибылъ въ Италію вмѣстѣ
съ Патріархомъ и всѣмъ клиромъ, только онъ одинъ явился и въ
началѣ и въ серединѣ и даже до конца мечомъ обоюдоострымъ на
беззаконныя и разбойническія плевелы въ благородномъ посѣвѣ
священныхъ догматовъ Церкви, боговдохновенной трубой богосло¬
вія и неосушимой рѣкой благочестивыхъ писаній и опредѣленій
свв. Отцевъ и Учителей, громкимъ и сладостнымъ и нектаропо¬
добнымъ гласомъ и неустрашимымъ и доблестнымъ безстраші¬
емъ души”. Итакъ, будучи возведеннымъ на каѳедру Ефесской Митропо¬
ліи, св. Маркъ недолго былъ со своей паствой, ибо мы видимъ,
что вмѣстѣ съ Императоромъ онъ отправляется въ Италію уже
24-го ноября 1437 г. Вопросъ: былъ ли вообще святитель во Ефе-