Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
270 богоеловствуя и не игнорируя (якобы) болѣе близкаго Виновника
(прочь такой абсурдъ!); когда же явить также и единосущіе они
желали, тогда прибавляли и — “чрезъ Сына”, и говорили: “ (Духъ
Святый) Который отъ Отца чрезъ Сына исходитъ”, этимъ какъ
бьі говоря: не — безъ Сына, и не — отъ иного существа, нежели
— Сынъ, но одновременно съ рожденіемъ должно разумѣться и
исхіэжденіе; ибо могло случиться, что мы сказали бы: Онъ при¬
шелъ въ бытіе послѣ извѣстнаго времени, или же предшество¬
валъ этому времени. Посему и божественный Максимъ говоритъ:
“Который чрезъ Сына рожденнаго неизреченнымъ образомъ исхо¬
дитъ”"7); не прибавилъ бы онъ “рожденнаго”, если бы не же¬
лалъ именно это (единосущіе Духа Святаго съ Прочими Лица¬
ми) обозначить. Онъ же свидѣтельствуетъ въ посланіи къ пресви¬
теру Марину, что и остальные понимали это въ томъ же смыслѣ,
говоря, что современные ему римляне (говорили, что Духъ Свя¬
тый исходитъ “и отъ Сына”) не для того, чтобы дѣлать Сына Ви¬
новникомъ Духа, но для того, чтобы явить Его происхожденіе
чрезъ Сына, и такимъ образомъ представить единство и тождест¬
венность существа”"8). Но нынѣшнее смѣхотворное латинское
богословіе, понимающее въ изреченіи “чрезъ Сына” обозначеніе
болѣе близкаго Виновника (бытія Св. Духа), и ставящее Отца,
какъ болѣе отдаленнаго Виновника и не близкаго къ Ѵпостаси
Святаго Духа, — какъ если бы мы говорили, что Эносъ — чрезъ
Сифа отъ Адама, — не слыхало словъ преподобнаго Григорія Нис¬
скаго, говорящаго, что — серединное положеніе Сына, какъ и
для Него Самого сохраняетъ единородность, такъ не исключаетъ
и Духа отъ естественнаго отношенія къ Отцу” "·). Вводя же сте¬
пени и ступени въ Святѣй Троицѣ и дѣлая Отца наивысшимъ и
Первымъ Виновникомъ, Сына же — ниже и Вторымъ Виновни¬
комъ, и ставя какъ бы нѣкую перегородку между Отцемъ и Ду¬
хомъ, Святаго же Духа ставя нижайшимъ и лишь Происходя¬
щимъ отъ Виновниковъ, оно (латинское богословіе) такимъ обра¬
зомъ впадаетъ въ бездну требожія, ограничиваетъ Божественныя
Лица и дѣлаетъ Духа какъ бы “Внукомъ”. 39. Я встрѣтилъ у одного изъ латинскихъ Учителей, пишу¬
щаго о семъ вопросѣ, что нѣтъ нужды говорить, что “Духъ Свя¬
тый исходитъ отъ Отца чрезъ Сына” ибо такимъ образомъ
будутъ два и различныхъ Виновника: одинъ — болѣе близкій,
другой — болѣе дальній, но слѣдуетъ говорить — “отъ Отца и
Сына”, именно такъ, какъ это въ Сѵмволѣ и прибавлено, чтобы
Отецъ и Сынъ разумѣлись бы, какъ одинъ Виновникъ Святаго