Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
265 на лицо будетъ нѣкое внѣдреніе и соединеніе съ дѣйствіемъ, про¬
истекающимъ отъ “В” къ “С”, и такимъ образомъ явится двой¬
ное дѣйствіе, а не — простое и единое. То же самое случится,
если “В” будетъ помѣщено не ниже, а выше “А”. Но пусть “В”
будетъ помѣщено въ сторонѣ отъ “А”. Здѣсь уже еще болѣе —
очевидно, что будутъ два дѣйствія (энергіи): одно — отъ "А”
къ “С”, другое — отъ “В” къ тому же “С”. Итакъ, невозможно,
чтобы одно числомъ дѣйствіе, относилось къ двумъ факторамъ,
какъ невозможно, чтобы два конца одной линіи были бы отъ раз¬
личной части. Итакъ, единое числомъ дѣйствіе и относится къ
единому числомъ фактору. Пусть факторъ “А” представляетъ От¬
ца и Изводителя; пусть “С” представляетъ бытіе Святаго Духа,
къ чему именно и направлено дѣйствіе; между Ними же — изво-
дительное, единое и простое и присносущное дѣйствіе (энергія);
а подъ “В” пусть обозначится Сынъ. Итакъ, вытекаетъ, что толь¬
ко къ Отцу, а не и къ Сыну слѣдуетъ относить единое ѵпостас¬
ное дѣйствіе, которымъ изводится Духъ. Этотъ принципъ выра¬
зительно являетъ и Аристотель ВЪ 5-й книгѣ “τής Φυσικής άχροά-
οεως”, ибо онъ говоритъ слѣдующее: "Единое числомъ дѣйствіе
происходитъ отъ единаго числомъ фактора” ,09). И еще въ 9-й кни¬
гѣ онъ говоритъ: “Единое движеніе происходитъ отъ единаго дви¬
гающаго и единаго движимаго: ибо если нѣчто иное и иную вещь
стало бы двигать, все движеніе не было бы (равнымъ) и постоян¬
нымъ”110). 30. Григорій Богословъ учитъ, что “имѣть бытіе отъ Отца”
является общимъ для Сына и Духа”111). Если же Сынъ непо¬
средственно — отъ Отца, и не имѣетъ никакого иного Виновника,
кромѣ Отца; а Духъ — не непосредственно отъ Отца, но имѣетъ
со-Виновника Отцу Сына, то уже для Нихъ (Сына и Св. Духа)
не будетъ общимъ — “быть отъ Отца”, Котораго не являются въ
равной мѣрѣ участниками. Такимъ образомъ, необходимо выте¬
каетъ, что или Григорій Богословъ заблуждался, или, если это
не такъ, то, конечно и несомнѣнно, обманываются латиняне, при¬
писывая Сыну вину Духа. 31. Образъ бытія и личное свойство Святаго Духа, согласно
Григорію Богослову, является не просто “исходить”, но — “отъ
Отца исходить”. Если же это является образомъ бытія Его и лич¬
наго свойства, то — “и отъ Сына исходитъ” — или безцѣльно
присовокупляется къ сему, или нѣчто придаетъ бытію (Его), и
въ такомъ случаѣ, дѣлаетъ Его личное свойство двойнымъ; и
Самъ Онъ будетъ двойнымъ (ибо личное свойство необходимо дол-