Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
263 27. Какъ то, что совершаетъ извѣстное дѣйствіе, согласно
опредѣленію, указываетъ на опредѣленное дѣйствіе, такъ и опре¬
дѣленное дѣйствіе, въ свою очередь, возводитъ къ нѣкоему опре¬
дѣленному фактору (τό ένεργονν). Такимъ образомъ, если ра-
ждать и изводить является опредѣленнымъ дѣйствіемъ — при¬
надлежащимъ Одному Отцу; а только изводить, но не и раждать,
является опредѣленнымъ дѣйствіемъ только изведенія — принад¬
лежащимъ, согласно латинянамъ, вмѣстѣ Отцу и Сыну; быть же
рожденнымъ, опять же, является опредѣленнымъ дѣйствіемъ —
принадлежащимъ Сыну; а исходить — Святому Духу; то, та¬
кимъ образомъ, въ Божественныхъ^ Лицахъ будутъ четыре опре¬
дѣленно дѣйствующихъ фактора: одинъ — Отецъ, второй — Из-
водитель, являющійся въ отношеніи перваго инымъ (различ¬
нымъ) по числу, третій — Сынъ, и четвертый — Духъ Святый;
четыре же опредѣленно и различно дѣйствующихъ фактора, что
иное вводятъ, какъ не четыре Лица, вмѣсто Троицы? Такъ что
напрасно латиняне хвалятся вѣрой въ Троицу, Которую они такъ
оскорбляютъ своими догматами. 28. Быть Началомъ Божества, что латиняне приписываютъ
Отцу и Сыну, или должно быть свойствомъ Ѵпостасей Отца и Сы¬
на, или же Ихъ естества или Ихъ нѣкоего дѣйствія (энергіи).
Если это — свойство Ихъ Ѵпостасей, то какимъ образомъ не быть
и двумъ Виновникамъ (ибо и двѣ Ѵпостаси имѣются), какъ и то,
что происходящее отъ вины (τό αΐτιατόν), если принадлежитъ
двумъ Ѵпостасямъ, конечно, также вводитъ и понятіе двухъ про¬
исходящихъ отъ вины.. Если же это — свойство Ихъ естества, то,
конечно, оно — присуще всѣмъ Тремъ, а такое рѣшеніе вопро¬
са, отнюдь, не лучше: ибо Духъ не есть Виновникъ. Значитъ, если
нѣчто имѣетъ то же естество, что Отецъ и Сынъ, тѣмъ самымъ оно
будетъ также и Началомъ Божества; и, обратно, если, нѣчто явля¬
ется Началомъ Божества, оно тѣмъ самымъ имѣетъ то же есте¬
ство, что имѣютъ Отецъ и Сынъ. Итакъ, вытекаетъ, что Духъ Свя¬
тый какъ чуждъ — того, чтобы быть Виновникомъ Божества, такъ
Онъ — чуждъ и естества Отца и Сына; такъ за что же тогда ла¬
тиняне порицаютъ македоніанъ? Если же это — свойство нѣкоего
дѣйствія (Отца и Сына), то необходимо спросить: одно ли оно чи¬
сломъ или два. И если — два, то опять, необходимо будетъ, чтобы
были и два Виновника. Если же это — одно дѣйствіе числомъ,
то опять необходимо поставить вопросъ: является ли оно дѣйстві¬
емъ Ѵпостаси или же дѣйствіемъ естества? Если — дѣйствіемъ
естества, то, слѣдовательно, Духъ будетъ чуждъ нѣкоего, при¬