Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
27 со св. Маркомъ подъ духовнымъ водительствомъ общаго настав¬
ника подвизался сверстникъ св. Марка, сынъ церковнаго вель¬
можи Вальсамона Дороѳей. Далѣе мы читаемъ, что “не было су¬
ждено продолжаться этому священному содружеству въ отшельни¬
чествѣ и молчаніи”, такъ какъ турки представляли большую опас¬
ность для населенія, почему множество людей оставляло острова
и устремлялось въ Константинополь. Въ такихъ условіяхъ посто¬
янной настороженности въ ожиданіи набѣга турокъ, при общемъ
замѣшательствѣ и суетѣ, было крайне трудно сохранять спокой¬
ствіе, сосредоточенность и молчаніе для подвижниковъ. Поэтому
вмѣстѣ съ духовнымъ отцомъ св. Маркъ возвращается въ Кон¬
стантинополь и здѣсь, по словамъ Іоанна Евгеника, “въ священ¬
ной и знаменитой Манганской обители, которая болѣе прочихъ
была смѣшанной (по образу жизни монашествующихъ), онъ съ
нѣкоторыми близкими къ нему отшельниками, рѣшилъ избрать
мѣсто жительства”. Здѣсь скончался духовный старецъ св. Мар¬
ка, а затѣмъ, когда доблестно окончилъ теченіе своей жизни, и
св. Маркъ былъ здѣсь погребенъ. Въ Манганской обители св.
Маркъ предается наивысшему подвижничеству. Объ этомъ мы уже
читали въ вышеприведенной выдержкѣ изъ синаксаря Великаго
Ритора Мануила. Послушаемъ, что говоритъ Іоаннъ Евгеникъ о
семъ періодѣ жизни своего святаго брата: “Итакъ, крайнему тру¬
додѣланію и посту и спанію на землѣ и стоянію всенощному пре¬
давъ самого себя, и особенно тогда, когда остался одинъ, часто при¬
бавляя: “ничѣмъ изъ всего такъ не угождается Богъ, какъ пре¬
терпѣніемъ золъ”, и (выдержавъ) бореніе противъ духовныхъ су¬
постатовъ и стяжавъ побѣду и прекрасно возвысивъ себя къ со¬
зерцанію и къ священнымъ просвѣщеніямъ и божественнымъ осі-
яніямъ, когда онъ пріобрѣлъ то, что — самое великое и служашее
на пользу, весь ставъ святымъ и боговиднымъ, тогда уже священ¬
ный санъ онъ принялъ, съ трудомъ и противъ воли, по настоянію
многихъ просьбъ...” О священническомъ служеніи св. Марка Іоаннъ Евгеникъ пе¬
редаетъ намъ, что когда онъ совершалъ Божественную Литургію,
онъ исполнялся божественнаго вдохновенія. Онъ свидѣтельству¬
етъ, что для зрящихъ, “когда онъ приносилъ Безкровную Службу
Богу, онъ казался весь — внѣ себя, весь исполненъ свѣта, весь по¬
священъ Богу, внѣ земли, какъ бы нѣкій Ангелъ во плоти”. Послѣ смерти престарѣлаго Митрополита Ефесскаго Іоаса¬
фа въ 1437 г. противъ воли св. Маркъ поставляется въ Митропо¬
лита Ефесскаго. О томъ, что архіерейское достоинство св. Маркъ