Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
260 вія (ибо какъ бы это могло быть, когда она сама по себѣ бездѣй¬
ственна?), но причина этому — соединеніе формы съ ея матері¬
ей; ибо не значитъ, если нѣчто (нѣкое свойство) принадлежитъ
составленному (тѣлу), въ отношеніи нѣкоего изъ составляющихъ
его элементовъ, что оно — свойственно тому самому элементу. Та¬
кимъ образомъ, какъ ни форма не является началомъ дѣйствова-
нія (энергіи), хотя дѣйствованіе (энергія) соотвѣтствуетъ тѣ¬
ламъ согласно формѣ, такъ и матерія не является началомъ раз¬
личія, хотя согласно ей и происходитъ различіе въ составленныхъ
вещахъ. Итакъ, если мы приписываемъ матеріи причину разли¬
чія, то это мы дѣлаемъ здраво въ томъ смыслѣ, когда признаемъ
за причину (различія) матеріальное раздѣленіе въ тѣхъ вещахъ,
въ которыхъ матерія имѣетъ мѣсто. Касательно же тѣхъ вещей, въ которыхъ матерія не имѣ¬
етъ мѣста, должно быть разсмотрѣно слѣдующее: является ли про¬
тивоположность (свойствъ) необходимой для внесенія различія
между ними? Тѣ вещи, которыя принадлежатъ одному и тому
же роду и которыя могутъ раздѣляться, именуются “противораз¬
дѣльными (άντιδιαιρούμενα) другъ въ отношеніи друга”; быть мо¬
жетъ, это относится ко всему, но особенно къ тѣмъ, которые весь¬
ма отстоятъ другъ отъ друга или опредѣляются, какъ весьма от¬
стоящіе другъ отъ друга, какъ напр. въ краскахъ — весьма отсто¬
ятъ другъ отъ друга бѣлый цвѣтъ отъ чернаго цвѣта; они также
именуются и “противоположными” (έναντία)Въ одушевленномъ
же мірѣ опредѣляются какъ весьма отстоящіе другъ отъ друга
понятіемъ “словеснаго и безсловеснаго”, напр. человѣкъ и лошадь.
Итакъ, (слѣдуетъ поставить вопросъ): только ли тѣ различают¬
ся другъ отъ друга, въ которыхъ имѣется взаимная противопо¬
ложность, или же различаются между собой и тѣ, которыя нахо¬
дятся между ними и вмѣстѣ съ ними? — Конечно, также— и
тѣ: ибо всѣ — связаны общимъ родомъ, различаются же индиви¬
дуально-отличительными признаками, и хотя бы немного отсто¬
яли другъ отъ друга, или даже, болѣе того, являлись бы участни¬
ками противоположностей; такъ напр. какая противоположность
— между оранжевымъ и краснымъ цвѣтомъ въ краскахъ? какая
противоположность — между лошадью и воломъ въ животномъ
мірѣ? — Но поскольку они раздѣляются отъ того же рода, то на¬
сколько отъ него раздѣляются, настолько и различаются отъ об¬
щаго (рода); насколько же между собою противораздѣляются, на¬
столько также, нѣтъ сомнѣнія, различаются другъ отъ друга сво¬
ими понятіями, хотя всѣ эти понятія намъ и не легко было бы