Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
259 25. Латиняне высокопарно усваиваютъ нѣкоторыя общія по¬
нятія различія всему тому, что можетъ имѣть различіе; то есть
можетъ различаться или согласно матеріи или согласно одной
изъ противоположныхъ чертъ. Но если, допустимъ, въ отноше¬
ніи тварныхъ вещей это понятіе и отвѣчало бы дѣйствительности,
однако, нѣтъ необходимости, чтобы оно относилось и къ вещамъ
Божественнымъ (ибо тѣ и другія не подлежатъ однимъ и тѣмъ
же понятіямъ); но объ этомъ нынѣ не будемъ говорить; предле¬
житъ же намъ доказать, что даже и въ отношеніи тѣхъ вещей, ко¬
торыя имѣютъ къ намъ отношеніе и которыя, по крайней мѣрѣ,
извѣстны намъ, — имѣю въ виду тварныя вещи, — это понятіе
не является безусловно полностью отвѣчающимъ дѣйствительно¬
сти; не только потому, что то, что не есть общее, приписывается
какъ общее, но и потому, что въ тѣхъ вещахъ, въ которыхъ наблю¬
дается различіе или матеріальнаго свойства или по противопо¬
ложности, не сама матерія или противоположность вносятъ при¬
чину различія, но и то и другое въ уже имѣющихъ различіе, какъ
бы нѣкое послѣдствіе, слѣдуетъ за каждой изъ этихъ вещей, чѣмъ
выявляется, что хотя согласно сему и различаются тѣ вещи, кото¬
рыя имѣютъ различіе между собой, однако, отнюдь, не онѣ явля¬
ются самой причиной различія. Это должно быть выяснено слѣдующимъ образомъ: матерія
сама по себѣ — нераздѣлима: ибо она какъ безкачественна, такъ
е безколичественна; а то, что — безколичеетвешо — то нераз¬
дѣлимо; а то, что — не раздѣлимо, то и — неразличимо; а то,
что само по себѣ — нераздѣлимо и неразличимо, какъ могло бы
для иного служить причиной различія? И то, что не допускаетъ
различія (ибо всякая матерія по отношенію ко всякой матеріи по
своему понятію не имѣетъ различія), какимъ бы образомъ могло
стать причиной для иныхъ вещей того, чтобы они были различны¬
ми другъ въ отношеніи друга? Когда же матеріальное тѣло раз¬
дѣляется на количественныя части согласно самой матеріи, и воз¬
можно взять каждую изъ нихъ и въ отдѣльности поочередно пред¬
ставить и показать, что это — та же самая, а не иная субстанція,
это называется: “различіемъ согласно матеріи" (νλικη διάκριαις);
но изъ этого, отнюдь, не слѣдуетъ, чтобы сама матерія была при¬
чиной различія (ибо какъ бы это могло быть, когда матерія сама
по себѣ неразличима?), но это производится матеріальнымъ раз¬
дѣленіемъ, изъ котораго проистекаетъ сама количественность для
различаемыхъ (между собой) вещей. Подобно тому, какъ и форма
не является причиной для тѣлъ того, что они производятъ дѣйст¬