Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
258 такъ какъ Духъ именуется “Духомъ Отца”, согласно свойствен¬
ности по естеству и дарованію намъ, ибо говорится: “Не вы бо
будете глаголющій, но Духъ Отца вашего глаголяй въ васъ” ""),
то дабы не подумалось, что Онъ — чуждъ Сына и не дается Имъ,
подобнымъ образомъ, какъ Онъ дается отъ Отца, говорится также
и “Духъ Сына”. Ибо Апостолъ говоритъ: “Посла Богъ Духа Сына
Своего въ сердца ваша” ,в2). Итакъ, если это изреченіе: “отъ Отца
исходитъ” было бы такого рода, что можно было бы подразумѣ-
вать, что Духъ Святый исходитъ и отъ' Сына, не пропустилъ бы
Онъ, заботящійся о спасеніи людей, сказать это въ иныхъ мѣ¬
стахъ и исправить, но, конечно, или лично Самъ или чрезъ Сво¬
ихъ Учениковъ имѣлъ бы это ясно открыть. Поскольку же Онъ
не сказалъ сего, очевидно, что и нѣтъ того, чего Онъ не говорилъ.
Посему Іоаннъ Дамаскинъ говоритъ: “Мы говоримъ: “Духъ Сы¬
на”, но не говоримъ — “Духъ отъ Сына”'®3). Божественный же
Апостолъ говоритъ: “Аще и Ангелъ съ небесе благовѣститъ вамъ
паче, еже благовѣстихомъ вамъ, анаѳема да будетъ” |#4). 23. Наименованіе “Отецъ”, говоримое въ отношеніи Бога,
охватываетъ всѣ Его ѵпостасныя свойства: ибо заключаетъ въ се¬
бѣ и нерожденіе, согласно Василію Великому ,#5): ибо Тотъ, Кто
свойственнымъ образомъ и единый — Отецъ, Тотъ ни отъ кого
иного не родился; а въ отношеніи Духа Отецъ именуется “Изводи-
телемъ”, согласно Писанію, говорящему: “Отъ Отца Свѣтовъ” ,ββ).
Итакъ, если (Писаніе) не дѣлаетъ Сына участникомъ имени От¬
ца, то и не дѣлаетъ Его участникомъ свойства изводить (Духа Свя¬
таго), чтобы изъ-за этого Сынъ не явился, насколько это соотвѣт¬
ствуетъ нашему людскому пониманію, — “Сыно-Отцемъ” т. е.
вмѣстѣ и Сыномъ и Отцемъ, и по сей причинѣ не сочли бы Духа
— “Внукомъ”. 24. Латиняне говорятъ: Отецъ и Сынъ являются единымъ
Виновникомъ Святаго Духа. Итакъ, мы спросимъ ихъ: такимъ ли
образомъ Отецъ и Сынъ вмѣстѣ являются единымъ Виновникомъ
Святаго Духа, какимъ образомъ Отецъ является единымъ Винов¬
никомъ (Св. Духа), или — иначе? Если они скажутъ: “такимъ
же образомъ” — то, тогда, какъ Отецъ, когда будучи взятъ въ
отдѣльности, является однимъ Лицемъ, такъ однимъ Лицемъ бу¬
дутъ вмѣстѣ Отецъ и Сынъ, и, — вотъ, вошло Савелліево смѣ¬
шеніе! Если же они скажутъ: “иначе”, — то, тогда, Отецъ —
одинъ Виновникъ, иначе же будетъ Виновникомъ Отецъ и Сынъ,
и этимъ, вводя двухъ Виновниковъ, не избѣжать имъ, хотя бы они
этого и не хотѣли/и двухъ Началъ.