Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
257 веденной въ порядокъ бытія, отъ Обоихъ въ равной мѣрѣ, какъ
отъ Единаго Бога и Творца, воспринявъ какъ бытіе, такъ и бывъ
приведенной въ порядокъ? Развѣ не было бы неразумнымъ, когда
тексты означаютъ одно и то же, раздѣлять ихъ союзами? Развѣ
бы кто сталъ говорить: “небеса утвердились Богомъ и Отцемъ,
Сыномъ ж е стали солидными”. Но тѣ, которые употребляютъ
такую форму раздѣленія (именно союзъ “же”) ясно, что отдѣ¬
ляютъ одно отъ другого, такъ что говорящій: “Павелъ Тарсянинъ,
Петръ же — Палестинскій”, не приписываетъ и то и другое имъ
обоимъ вмѣстѣ; и говорящій: “Благоволеніемъ Отца, дѣйствіемъ
же Сына, содѣйствіемъ же Духа создалась вселенная” — этимъ
Каждому изъ Нихъ приписываетъ одно, а прочаго лишаетъ. Итакъ,
очевидно — и изъ самой формы раздѣленія, что какъ ни Отцу
не свойственно, чтобы чрезъ Него подавался Духъ Святый, такъ
не свойственно и Сыну, чтобы Онъ исходилъ отъ Него. 22. Богъ, говорившій въ Божественномъ Писаніи, предви¬
дѣвъ человѣческую неустойчивость и напередъ подавляя плеве¬
лы, всѣянныя врагомъ въ Его ученіи, не оставилъ ни одного изре¬
ченія, которое казалось бы не полнымъ, безъ того, чтобы не по¬
полнить его въ иныхъ изреченіяхъ; или нѣкое пониманіе, могу¬
щее повести къ заблужденію — безъ того, чтобы не исправить
его въ иныхъ мѣстахъ; дабы сбылось то, что говоритъ Прему¬
дрый: “Вся права суть разумѣвающимъ, и проста обрѣтающимъ
разумъ”91). Напримѣръ: “Отецъ Мой болій Мене есть”92) — по¬
скольку эти слова имѣли быть весьма на руку умалявшимъ Сына
въ отношеніи къ достоинству Отца, Онъ въ иныхъ уравнялъ это,
говоря: “Азъ и Отецъ едино есма”93); и еще: “Азъ во Отцѣ, и
Отецъ во Мнѣ есть”94), и “видѣвый Мене, видѣ Отца”95), и Апо¬
столъ говоритъ: “Не восхищеніемъ непщева быти равенъ Богу” ").
Затѣмъ, то выраженіе въ Притчахъ: “Господь созда Мя”97), что
говорится въ отношеніи къ Премудрости, въ послѣдующихъ сло¬
вахъ исправляется; ибо немного ниже говорится: “Прежде же
всѣхъ холмовъ раждаетъ Мя”98); первымъ — возвѣщается тво¬
реніе и рожденіе во плоти; вторымъ же — предвѣчное рожденіе.
Затѣмъ, такъ какъ въ Евангеліяхъ Христосъ называетъ Своего
Отца: “Единымъ истиннымъ Богомъ”, ибо говоритъ: “Да знаютъ
Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послалъ еси Іисусъ Хри¬
ста”99), дабы не подумалось, что этимъ Онъ исключаетъ Самого
Себя изъ истиннаго Божества, то тогда Іоаннъ является тѣмъ, кто
то же самое написалъ въ своемъ Посланіи въ отношеніи Сына, го-
говоря: “Сей есть истинный Богъ и Животъ вѣчный” 100). Затѣмъ,