Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
254 Творцемъ, еще же — и невидимымъ и безсмертнымъ и присно-
сущнымъ, какъ все это говорится по отношенію къ твари, — ибо
Апостолъ говоритъ: “Царю же вѣковъ, нетлѣнному, невидимому,
единому премудрому Богу”79), и еще: “Единъ имѣяй безсмер¬
тіе, и во свѣтѣ живый неприступнѣмъ”80), — такъ и то, что имѣ¬
лось бы быть сказаннымъ относительно Одной изъ Трехъ Ѵпо¬
стасей, то единственно и соотвѣтствующе говорится относитель¬
но Одной Ѵпостаси въ сравненіи съ Прочими Ѵпостасями. Та¬
кимъ образомъ, Отецъ есть Отецъ, и только и единый и соотвѣт¬
ствующе и единственно. Сынъ есть Сынъ, и только и единый и
соотвѣтствующе и единственно. И Духъ Святый въ томъ же
смыслѣ есть Духъ Святый. Подобнымъ образомъ, Отецъ также
именуется “безвиновнымъ” или “нерожденнымъ”, только и еди¬
ный и соотвѣтствующе и единственно; но еще также Онъ име¬
нуется и Виновникомъ; такъ что Прочія Лица, слѣдовательно,
являются только Происходящими отъ Виновника, и суть единыя
и соотвѣтствующе и единственно. Ибо когда имѣются (только два
понятія): “Виновникъ” и Происходящіе отъ Виновника”, и когда
Отецъ является Виновникомъ, то, слѣдовательно, Остальныя Ли¬
ца будутъ Происходящими отъ Виновника, и только и единствен¬
но. Ибо должно замѣтить, что выраженіе “только” всегда
говорится въ соединеніи съ аттрибутомъ; ибо и Отцемъ есть толь-
к о Отецъ, но не — и Сынъ; и Сынъ — только Сынъ, но не
— и Отецъ; и Духъ Святый — только Духъ, но не — Отецъ
или Сынъ; и Отецъ — только одинъ безвиновный, и не имѣ¬
ющій никакую вину (Своего бытія); такимъ образомъ, значитъ,
только Онъ является Виновникомъ и безвиновнымъ, а Осталь¬
ныя Лица, слѣдовательно, являются только (единственны¬
ми) Происходящими отъ Виновника, и ни Одно изъ Нихъ не — Ви¬
новникъ. Ибо если бы Кто изъ Нихъ былъ Виновникомъ, выраже¬
ніе “только” теряетъ смыслъ, и уже Виновникъ не бу¬
детъ “только и соотвѣтствующе” (именоваться
и быть “Виновникомъ”); и, въ Свою очередь, Происходящіе отъ
Виновника уже не будутъ “только и соотвѣтству¬
юще” (именоваться и быть “Происходящими отъ Виновника”);
а что по необходимости вытекаетъ противоположное сему, было по¬
казано нами выше. Ибо противоположность является причиной
различія по мнѣнію и самихъ латинянъ; а чтобы два противопо¬
ложныхъ свойства сотеклись вмѣстѣ въ Одномъ изъ Божествен¬
ныхъ Лицъ, это — невозможно; ибо или то, или иное изъ этихъ
свойствъ не будетъ соотвѣтствующимъ (данному Лицу), и посе¬
му, вообще, не будетъ имѣть мѣста. Съ этимъ согласуются и сло¬