Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
252 Нисскій говоритъ: “Иное еще разумѣемъ различіе Сущаго отъ
Вины”77). “Иное” говоритъ, — кромѣ приведеннаго, т. е. кромѣ
того, какое бываетъ между виною и тѣмъ, что происходитъ отъ
вины. Вообще же, пусть никто не дерзаетъ говорить или вымы¬
шлять сверхъ того, что возвѣщено намъ божественнымъ образомъ
изъ Священныхъ Словесъ, какъ говоритъ знаменитый Діонисій. 14. Если происходить отъ Вины различнымъ образомъ —
присуще Сыну и Духу (ибо Первый — Рожденіе, Второй — Ис-
хожденіе), а различіе, согласно отцамъ, вмѣстѣ съ собой вводитъ
число, то, слѣдовательно, Двое происходятъ отъ Вины, именно
— Сынъ и Духъ. Этимъ же образомъ, если быть Виновникомъ
Божества различно — присуще Отцу и Сыну (ибо Первый —
Родитель и Изводитель, а Второй — только Изводитель) то, слѣ¬
довательно, будутъ два Виновника Божества, такъ какъ за раз¬
личіемъ слѣдуетъ и число, то есть число “два”, что вытекаетъ изъ
словъ богослововъ. 15. Если болѣе соотвѣтствуетъ чести Бога быть Причиной
Божества, нежели Причиной твари, то, какъ это вытекаетъ изъ уче¬
нія латинянъ, Духъ Святый, не участвуя въ томъ, что болѣе — по¬
четно для Отца и Сына, какимъ образомъ не будетъ и меньше (Отца
и Сына) по достоинству и Божеству? Ибо если быть Причиной
Божества есть дѣло совершенно общее, то почему же и Духъ не
участвовалъ въ семъ? Если же, отнюдь, — не общее, являясь лич¬
нымъ свойствомъ Отца, какъ и свойство быть безвиновнымъ, то
и Сынъ, слѣдовательно, никоимъ образомъ не является участни¬
комъ сего, хотя бы этого и весьма желали латиняне. 16. Мы, отрицающіе у Сына свойство быть Причиной Ду¬
ха, ничѣмъ не умаляемъ Его въ достоинствѣ въ отношеніи Бога и
Отца: ибо мы не говоримъ, что быть Причиной Божества является
общимъ свойствомъ (для Отца и Сына), какъ (не является имъ) и
безвиновность Отца, какъ и само свойство быть Отцемъ. Латиняне
же, полагая, что это—общее (свойство) Божества, а затѣмъ говоря,
что Духъ не имѣетъ сего, тѣмъ самымъ — ибо это необходимо слѣ¬
дуетъ — дѣлаютъ Его меньшимъ Отца и Сына по Божеству и досто¬
инству, а этимъ хулятъ на Духа Святаго, какъ принуждены (въ
силу начальныхъ ошибочныхъ предпосылокъ) и во многомъ иномъ
это дѣлать. 17. Если Духъ Святый происходитъ отъ Отца и Сына, то
Онъ происходитъ отъ Нихъ или согласно тому, когда Они отдѣль¬
ны Другъ отъ Друга, или же согласно тому, когда Они соединены
Другъ съ Другомъ. Итакъ, если Онъ происходитъ отъ Нихъ, со¬