Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
26 ніе къ величайшему тогда изъ нашихъ наставниковъ добродѣте¬
ли”21). Объ этомъ періодѣ жизни святителя Марка болѣе подробно
говорятъ Іоаннъ Евгеникъ и Великій Риторъ Мануилъ. Такъ, пер¬
вый говоритъ: “Когда же онъ достигъ двадцатишестилѣтняго воз¬
раста жизни, тогда, все великодушно и свободно раздавъ бѣднымъ,
онъ подклонился подъ иго, котораго жаждалъ отъ дѣтства, то бла¬
гостное Господне иго и легкое бремя Господне, и пустыню, лю¬
бимую для Иліи и Іоанна и для тѣхъ которые имъ подражаютъ,
облобызалъ, молчаніе имѣя матерью тишины въ самомъ себѣ и
мира и покоя и къ Богу восхожденія и присвоенія, предпочитая
болѣе, чѣмъ Отечество, тѣ острова, которые были украшены въ
то время богоносными мужами, и особенно среди нихъ онъ из¬
бралъ духовнаго отца, того чуднаго Симеона, которымъ сразу же
былъ постриженъ въ монашество и помазанъ къ духовнымъ под¬
вигамъ и трудамъ, неутѣшимую печаль оставивъ позади себя для
родныхъ, домашнихъ, друзей, Царя, нѣжно любящаго его и ну¬
ждающагося въ его мудрости и учености, для высочайшихъ чле¬
новъ клира, для толпъ молодежи, которымъ онъ былъ воспитатель
и наставникъ, лучше же сказать, — для всѣхъ соотечественни¬
ковъ, для которыхъ почитался просто общимъ нѣкимъ сирот¬
ствомъ его уходъ изъ этой жизни и лишеніе тѣхъ добрыхъ дѣлъ
этого великаго (мужа), которыя были предоставлены для всѣхъ
вообще”. Монашеское житіе св. Марка такъ представляетъ Великій Ри¬
торъ Мануилъ: “Затѣмъ онъ облекается въ монашескую одежду въ
священной и великой обители Манганской, и всецѣло предается мол¬
чанію. До того же не любилъ выходить изъ монастыря и своей кел-
ліи въ нарушеніе молчанія и вниманія къ себѣ, что знаемымъ и
даже роднымъ по крови не показывался на глаза. Однимъ только
дѣломъ не утомлялся онъ ни днемъ, ни ночью — упражненіемъ
въ писаніяхъ божественныхъ, откуда обогащалъ себя обиліемъ ра¬
зумѣнія, какъ показываютъ и письменные труды его”. Великій Риторъ Мануилъ объединяетъ въ одно подвижниче¬
скую жизнь св. Марка, и хотя онъ пишетъ и о болѣе позднемъ пе¬
ріодѣ монашеской жизни святителя — уже какъ инока Манган¬
ской обители, однако по существу это, конечно, относится и къ
тому періоду, который св. Маркъ провелъ вмѣстѣ со своимъ на¬
ставникомъ на Антигонскомъ островѣ: то же устремленіе къ мол¬
чанію и сосредоточенности въ себѣ въ духовныхъ подвигахъ. Далѣе изъ синаксаря Іоанна Евгеника узнаемъ, что вмѣстѣ