Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
250 какъ бы намѣренно латиняне идутъ путемъ противоположнымъ
величайшему Максиму. Ибо съ римлянами того времени и съ са¬
мимъ Папой, онъ измѣняетъ предлогъ “отъ, изъ”, на предлогъ
“чрезъ”, и тѣмъ самымъ желаетъ показать общность существа и от¬
сутствіе различія (естества); они же, считая за ничто согласо¬
ваться съ Отцами, чтобы не сказать — противное имъ мыслить,
“чрезъ Сына” считаютъ за “отъ Сына” и приписываютъ Сыну Ви¬
ну Духа, и тѣмъ самымъ совершенно отдѣлили себя отъ него (т. е.
св. Максима Исповѣдника). Что же — постыднѣе такой борьбы?! 11. То, что относится къ Божественному естеству, то одно·
всегда говорится въ понятіи единости (ενικώς), хотя и разумѣ¬
ется въ Трехъ Лицахъ, какъ: “Богъ”, “Творецъ”, “Благой” и иное
что. Ибо мы говоримъ: “Единый Богь”, “Единый Творецъ”, “Еди¬
ный Царь” и “Единый Благой” — Отецъ и Сынъ и Духъ Свя¬
тый; а другое всегда говорится въ понятіи множественности
(πληϋυντικώς), хотя бы — и говорилось въ отношеніи только Двухъ
Лицъ, какъ напр. — причинность въ отношеніи Сына и Духа; ибо
мы говоримъ: Два происходятъ отъ Причины, а не — Одинъ.
Итакъ, если дѣло обстоитъ такимъ образомъ, то поскольку лати¬
няне приписываютъ Двумъ Лицамъ, именно — Отцу и Сыну —
также и свойство быть Виновникомъ Божества, мы спросимъ ихъ:
Кому изъ Нихъ они усвоиваютъ это свойство? — Если они ска¬
жутъ: Второму (т. е. Сыну), то само по себѣ — очевидно, что
это — нелѣпость; ибо тогда будутъ двѣ Причины, какъ и Два
Происходящихъ отъ Причины, и такимъ образомъ, кстати, явит¬
ся двоеначаліе и столь славное единоначаліе будетъ нарушено.
Если же — Первому (т. е. Отцу), то, прежде всего, какимъ обра¬
зомъ? — Ибо если это — свойство общее и свойственное суще¬
ству, то въ равной мѣрѣ оно принадлежитъ (всѣмъ) Тремъ Ли¬
цамъ. Затѣмъ и на томъ основаніи они придутъ къ той же несу¬
разности: ибо если единая Причина есть въ то же время и Роди¬
тель и Изводитель, то Она будетъ единой Причиной только какъ
Отецъ, но какъ Изводитель Она уже не будетъ въ единомъ числѣ
Причиной; ибо какъ латиняне утверждаютъ, Изводитель — Отецъ
и Сынъ вмѣстѣ. И, такимъ образомъ, на лицо — два Виновника
и два Начала, и отсюда, куда они не двинутся, всюду они встрѣ¬
чаютъ двоеначаліе. 12. Свойство быть Виною въ Божествѣ, какъ сами латиняне
сказали бы, различно принадлежитъ Отцу и различно Сыну, а
не — однимъ и тѣмъ же образомъ: но Отцу — Онъ есть Родитель
и Изводитель; Сыну же — Онъ есть только Изводитель. Между