Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
249 какъ сказанное вмѣсто “съ Церковью”7в); ибо ясно, что Церковь
не учитъ Ангеловъ. Такимъ же образомъ и здѣсь — “чрезъ Сына”
долженствуетъ разумѣваться вмѣсто — “съ Сыномъ”, ибо такъ
это и есть на самомъ дѣлѣ. Поскольку говорится, что Духъ Святый
исходитъ въ отношеніи существа отъ Отца, то, чтобы не сочли Его
за другого Сына (ибо понятію Отца отвѣчаетъ понятіе быть отцемъ
сына), посему присовокупляется: “чрезъ Сына”, т. е. чрезъ по¬
средничество Сына, какъ говоритъ затѣмъ реченный Григорій въ
иномъ мѣстѣ: “и Ему Самому сохраняетъ Единородность и Духа
не исключаетъ отъ естественнаго отношенія къ Отцу”71). Посему
то онъ говоритъ въ иномъ мѣстѣ, что Сынъ “ближайшимъ обра¬
зомъ — отъ Отца”: ибо, конечно, Сынъ происходитъ отъ Отца; но
о Духѣ Святомъ онъ не говоритъ, что Онъ (происходитъ отъ Отца) — “не ближайшимъ образомъ” (ибо такимъ образомъ явилось бы,
что Онъ послѣ Сына по бытію), но говоритъ, что Онъ происходитъ
“отъ Перваго, чрезъ Того, Кто — ближайшимъ образомъ происхо¬
дитъ отъ Перваго” 72); а эта общность и совмѣстность (αλληλουχίαν),
какъ говорится, являетъ и единочестность и единосущность прои¬
сходить отъ Отца. Ибо, такимъ образомъ, когда Отецъ именуется
Изводителемъ, Духъ будетъ ближайшимъ отъ Изводителя, а Сынъ — “чрезъ Того, Кто — ближайшимъ образомъ происходитъ отъ
Изводителя”, то есть чрезъ Духа, такъ какъ Оба единочестно и со¬
вмѣстно происходятъ отъ Отца. Итакъ, ничего больше этого лати¬
нянамъ не дало “чрезъ” для ихъ ученія. А то, что оно означаетъ
совершенно противоположное тому, что они желаютъ доказать,
пусть опять намъ предстанетъ (и покажетъ) свидѣтель Истины
и Исповѣдникъ, божественнѣйшій Максимъ. Такъ, въ посланіи къ
Марину, Кипрскому пресвитеру, онъ говоритъ слѣдующее: “Сѵ-
нодикъ нынѣшняго Святѣйшаго папы не въ тѣхъ главахъ, о ко¬
торыхъ пишете, вызываетъ порицаніе гражданъ царствующаго гра¬
да, но только въ двухъ, изъ которыхъ одно относится къ Богосло¬
вію, именно, во-первыхъ, что онъ говоритъ, что Духъ Святый исхо¬
дитъ и отъ Сына; а во-вторыхъ относительно Домостроительства,
что онъ говоритъ, что Господь, какъ Человѣкъ, не былъ безъ пра¬
родительскаго грѣха. И въ отношеніи перваго, были приведены
изреченія Римскихъ Отцевъ и Кирилла Александрійскаго изъ сдѣ¬
ланнаго имъ труда толкованія Святаго Евангелиста Іоанна, на осно¬
ваніи которыхъ они ясно явили, что не дѣлаютъ Сына Виною Ду¬
ха (ибо знаютъ Одного Виновника Сына и Духа — Отца: Перваго — по рожденію, Второго — по исхожденію), но чтобы явить общ¬
ность существа и отсутствіе различія (естества)”73). Отсюда,