Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
247 говоритъ Христосъ, “Утѣшитель не пріидетъ къ вамъ”55). Свидѣ¬
тельствуетъ же и божественный Златоустъ въ толкованіи на Іоан¬
на, говоря такъ: “Нѣкоторые говорятъ, что Христосъ тогда не далъ
Ученикамъ Духа, но чрезъ дуновеніе сдѣлалъ ихъ способными къ
принятію Его. Однако, не погрѣшитъ кто, если скажетъ, что и
тогда они воспріяли извѣстную духовную власть и благодать, что¬
бы отпускать грѣхи, почему и присовокупилъ: “имже отпустите
грѣхи, отпустится”, являя симъ, какой видъ дѣйствія (энергіи)
даетъ: ибо безмѣрна — благодать и многообразно — дарованіе.
Ибо, вотъ, и отъ Моисея взявъ Духа, Богъ далъ инымъ, а на Вла¬
дыкѣ Христѣ почила вся благодать Духа. “Не въ мѣру бо Богь
даетъ Духа”. Поэтому и отъ нея Онъ давалъ и ею творилъ чудеса.
“О Дусѣ Божіи”, говоритъ, “изгоню бѣсы”5®). 9. Затѣмъ, то, что говорится, что Духъ Святый — “Образъ
Сына”, это они притягиваютъ въ подкрѣпленіе своего догмата. —
На это мы говоримъ, что совершенно нѣтъ необходимости, будь
то въ искусствѣ или въ природѣ вещей, чтобы образъ имѣлъ ви¬
новникомъ своимъ то, что онъ изображаетъ57)· Ибо хотя и говорит¬
ся, что Сынъ — “Образъ Отца”, но — не столько въ томъ смыслѣ,
что имѣетъ отношеніе къ Нему, какъ къ Виновнику, сколько въ
томъ смыслѣ, что Онъ въ Себѣ представляетъ и изображаетъ Его,
какъ въ одномъ мѣстѣ Онъ говорит Филиппу: “Видѣвый Мя видѣ
Отца”58). Итакъ, и Духъ Святый есть “Образъ Сына” не въ томъ
смыслѣ, что Онъ является Виновникомъ Духа, но въ томъ смыслѣ,
что иначе и не могъ бы быть познанъ Сынъ, какъ только чрезъ Свя¬
таго Духа. “Яко никтоже”, говоритъ Апостолъ, “можетъ реіци Гос¬
пода Іисуса, точію Духомъ Святымъ” 59). И затѣмъ: “Онъ МЯ про¬
славитъ, яко отъ Моего пріиметъ, и возвѣститъ вамъ”60). Это тол¬
куя, божественный Златоустъ говоритъ: “То есть — возвѣститъ
вамъ то, что — созвучно Моимъ словамъ. Ибо то, что — Мое, то
— Отца: Онъ же тѣмъ, что возвѣститъ (вамъ) изъ того, что —
Отца, — отъ Моего возвѣститъ”61). Ибо какъ Сынъ, пришедъ, что¬
бы исполнить Ветхій Законъ, т. е. сдѣлать совершеннымъ и при¬
бавить то, что не доставало (въ немъ) по причинѣ немощи слуша¬
ющихъ, этимъ самымъ прославилъ Отца, поставившаго сей За¬
конъ (Ибо “Азъ прославихъ Тя на земли” говоритъ Онъ, “дѣло
совершихъ, еже далъ еси Мнѣ, да сотворю”62), — такъ и Духъ Свя¬
тый, въ свою очередь, совершилъ дѣло Сына. “Много имамъ”, го¬
воритъ (Христосъ Ученикамъ), “но не можете носити нынѣ: егда
же пріидетъ Онъ, Духъ Истины, наставитъ вы на всяку истину:
не отъ Себе бо глаголати имать, но елика аще услышитъ, глаго-