Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
246 зависитъ отъ Сына, съ Которымъ непосредственно познается; отъ
Отца же Онъ зависитъ, какъ отъ Виновника бытія, отъ Котораго
и исходитъ; то познавательнымъ знакомъ Его личнаго ѵпостаснаго
свойства является сіе: быть послѣ Сына и съ Нимъ быть познава¬
емымъ и отъ Отца имѣть бытіе” 50). Слышишь ли этого небеснаго
глашатая, что онъ говоритъ? — “Отъ Сына”, говоритъ, “зави¬
ситъ”, т. е. тѣсно связанъ съ Нимъ; не то, что Онъ, яко бы, отъ Не¬
го исходитъ, но то, что съ Нимъ познается непосредственно отъ
Отца имѣющимъ бытіе; “ибо серединное положеніе Единородна¬
го, какъ говорить братъ его, Григорій Нисскій, “какъ является
сохраняющимъ для Него Самого Единородность, такъ и Духа не
отстраняетъ оть естественнаго отношенія къ Отцу”. И еще: “По¬
знавательный признакъ Св. Духъ имѣетъ слѣдующій: быть послѣ
Сына и вмѣстѣ съ Нимъ быть познаваемымъ и отъ Отца имѣть
бытіе” 51). Что можетъ быть яснѣе и мудрѣе этихъ словъ, или бо¬
лѣе согласующимся съ нашимъ ученіемъ?! 7. Латинянамъ думается, что нѣчто великое говоритъ въ поль¬
зу ихъ мнѣнія то, что о Святомъ Духѣ говорится, что Онъ —
“Духъ Сына”, я же отношу и это къ тому же, что и — “свойстве¬
ненъ Сыну” и “не чуждъ Сыну”, и къ подобнымъ выраженіямъ.
Но развѣ изъ этого вытекаетъ, что Онъ и отъ Него исходитъ? Пер¬
вый Ѳеодоритъ не допустилъ бы этого52), ибо этимъ онъ бы ввелъ
богохульное и нечестивое ученіе. Посему-то и самъ божественный
Кириллъ говоритъ въ этихъ словахъ такъ: “Никоимъ образомъ мы
не допускаемъ измѣнять ни единаго слова въ находящемся тамъ
(въ Сѵмволѣ Вѣры), ни единаго даже слога нарушить. Ибо это
не они говорили, но чрезъ нихъ говорилъ Духъ Святый, Который
исходить отъ Бога и Отца, но не чуждъ и Сыну, согласно понятію
естества”53). Слышишь ли, въ какомъ понятіи говорится, — “Духъ
Сына” и “свойствененъ Ему”, и “не чуждъ”? — “Согласно поня¬
тію естества” — говоритъ — именно, какъ единосущный съ Нимъ..
И Василій Великій говоритъ въ 18-й главѣ къ Амфилохію: “Го¬
ворится: Духъ Христовъ — какъ соединенный съ Нимъ по есте¬
ству”54). Итакъ, какого еще лучшаго толкователя апостольскихъ
и своихъ словъ будемъ искать помимо тѣхъ божественныхъ Учите¬
лей? 8. То, что послѣ Воскресенія Господь чрезъ дуновеніе даетъ
Духъ Ученикамъ, латиняне объясняютъ тѣмъ, что Духъ Святый
отъ Него исходитъ. Но что отнюдь не самое существо Духа было
тѣмъ, что тогда было дано чрезъ дуновеніе, явствуетъ изъ того
факта, что тогда еще Духъ Святый не пришелъ. “Аще бо не иду”,