Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
245 Отца чрезъ Сына въ Святомъ Духѣ, являя общее дѣйствіе Трои¬
цы, лучше же сказать — тожественное”47). Итакъ, нѣтъ ниче¬
го того, что было бы обще Отцу и Сыну, и въ то же самое вре¬
мя не было бы обще и Духу, какъ и являетъ знаменитый Діонисій. 5. “Духъ”, говоритъ Нисскій Богословъ, “исходитъ отъ Оте¬
ческой Ѵпостаси”. Кому не ясно изъ этого, что изводить Духа
является ѵпостаснымъ, личнымъ свойствомъ Отца? Ибо, подоб¬
но тому какъ, говоря, что Ѵпостась Единороднаго (Сына) воплоти¬
лась, мы выражаемъ этимъ, что это не является общимъ и для От¬
ца и для Духа, также точно, говоря, что Ѵпостась Отца изводитъ
Духа Святаго, мы отнюдь не приписываемъ это въ равной мѣрѣ и
Сыну. Итакъ, пусть латиняне или укажутъ кого-нибудь изъ бо¬
гослововъ, говорящаго, что сіе происходитъ и отъ Ѵпостаси Сы¬
на, или же да будетъ отсюда очевиднымъ, что Духъ Святый ис¬
ходитъ только отъ Отца. 6. Имѣя въ исповѣданіи Духа Святаго третьимъ (по поряд¬
ку въ Лицахъ Св. Троицы), послѣ Отца и Сына., латиняне по¬
лагаютъ на основаніи сего порядка доказать, что Духъ Святый
исходитъ и отъ Сына. Ибо, если бы Онъ не имѣлъ отношенія —
говорятъ они — и къ Сыну въ отношеніи Своего бытія, не чи¬
слился бы Онъ третьимъ, и не имѣлъ бы мѣсто послѣ Него.
Но, о, достопочтенные, сказалъ бы я вамъ на это, что если Сынъ
второй послѣ Отца (ибо этого требуетъ самый порядокъ и ничто
иное между Ними не находится), кѣмъ же инымъ будетъ Духъ
Святый, какъ не — третьимъ? Ибо первымъ, несомнѣнно, Онъ
не является; второй же, по необходимости, — Сынъ; а третій,
такимъ образомъ, — Духъ Святый, воистину являющійся Испол¬
неніемъ Сей блаженной Троицы. Посему-то, думаю, и сей по¬
рядокъ былъ сохраненъ богословами, дабы, если Духъ былъ бы по¬
ставленъ сразу послѣ Отца, не сочли Его люди за Сына; ибо когда
они говорятъ въ абсолютномъ смыслѣ, то и самый порядокъ отстра¬
няютъ. “Ибо не имѣетъ”, говорятъ, “Святая Троица порядковаго
счисленія не потому, что въ Ней не наблюдается порядковое счи¬
сленіе, но потому, что Она выше сего”48), и еще: “Тѣ же Самыя
(Лица Пресвятой Троицы) и предчислятся и сочислятся и чи¬
слятся подъ”48). Итакъ, чѣмъ вамъ идетъ на руку для вашего по¬
ложенія этотъ порядокъ, когда не является необходимымъ, чтобы
нѣчто слѣдующее по порядку за чѣмъ-нибудь отъ него и бытіе
имѣло? Приведемъ вамъ и Василія Великаго, что онъ говоритъ о
предлежащемъ вопросѣ: "Поскольку”, говоритъ онъ, “Духъ Свя¬
тый, отъ Котораго всякое дарованіе благъ проистекаетъ на тварь,