Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
244 чества говорится относительно Отца, Который можетъ быть посы¬
лаемъ Сыномъ и Духомъ42). Итакъ, “посылать” явилось бы “общ-
нѣйшимъ” а не “общимъ”, какъ мнится латинянамъ. Также,
происхожденіе Духа въ вѣчности не является “общимъ” для От¬
ца и Сына. Къ тому же, нѣтъ ничего удивительнаго въ отноше¬
ніи Сына и Духа, если они имѣютъ нѣчто общее между Собою
по отношенію къ Отцу, ибо Онъ — не только Начало, но и —
безначальный и безвиновный, а Они, и Тотъ и Другой, имѣютъ
Началомъ Отф. Что же мы припишемъ Отцу и Сыну, что так¬
же и Духу не будетъ свойственно? — Но этого не допускаетъ Ді¬
онисій Великій, отчетливо выражая сіе: “То, что обще Отцу и
Сыну, то — обще и свойственно и Святому Духу, какъ возвѣ¬
щаетъ Божественное Слово”43). И Григорій Богословъ такъ го¬
воритъ: “Все, что имѣетъ Отецъ, имѣетъ Сынъ, кромѣ Причи¬
ны; все, что имѣетъ Сынъ, имѣетъ Духъ, кромѣ Рожденія”44). Еще изслѣдуемъ внимательно относящееся къ “посланію”. Отецъ познается въ Ветхомъ Завѣтѣ; Сына же подобало по¬
знать въ Новомъ. Поэтому посланіе Сына является какъ бы тѣмъ,
что Онъ былъ явленъ Отцемъ въ мірѣ. Затѣмъ, когда Сынъ —
познанъ, подобало познать и Духа Святаго; поэтому говорится,
что отъ Отца и Сына, уже предпознанныхъ, Онъ посылается, то
есть является. Ибо что иное можетъ означать посланіе и отосланіе
Бога вездѣсущаго и совершенно не мѣняющаго Свое мѣсто? Поэто¬
му Христосъ говоритъ: “Аще иду, послю Его къ вамъ”4*). Совер¬
шенно очевидно, что это говорится не о вѣчномъ происхожденіи,
ибо Онъ не сказалъ: “если Я не пойду, Я не изведу (ον προβαλώ)
Утѣшителя; а если пойду, тогда изведу”, но ,что — “если и Самъ
Я буду взятъ отъ очей вашихъ, благодать и силу Его явлю вамъ”. Затѣмъ, поскольку мѣнять мѣста чуждо понятію Бога (ибо
это — естество тѣлъ), то если говорится о “посланіи” Сына, это
говорится въ смыслѣ Его пришествія въ міръ во плоти. Ибо “по¬
сла”, говорится, “Богъ Сына Своего въ міръ, рождаемаго отъ Же¬
ны” 4‘); когда же говорится о “посланіи” Духа Святаго, то Хри¬
стосъ обозначаетъ благодать Его и дѣйствіе (энергію), а не Са¬
мую Ѵпостась. А то, что благодать и дѣйствіе — одно, а сама
Ѵпостась — иное, свидѣтель божественный Златоустъ, такъ го¬
ворящій въ омиліяхъ на Евангеліе отъ Іоанна: “Благодать Духа
Писаніе называетъ иногда огнемъ, иногда водой, являя, что это
— наименованія не существа, но дѣйствія (энергіи). И еще:
“Здѣсь “Духъ” должно разумѣть въ смыслѣ “дѣйствія” (энер¬
гіи): ибо оно раздѣляется, оно и посылается; посылается же отъ