Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
243 ваютъ “общимъ”, а не “общнѣйшимъ”? — Это — быть отъ
Отца, именно “быть отъ Причины” (“причиненность” гд αΐτιατόν),
а также “быть посланными отъ Него” и подобныя сему выраже¬
нія. А въ отношеніи Отца и Сына, это — “посылать Духа” и
“изливать” и “источать” и подобное сему, что, какъ они утвер¬
ждаютъ, является тѣмъ же, что и “изводить Духа по естеству”. Изслѣдуемъ же этотъ вопросъ отъ начала. Если “быть отъ
Причины” (“причинность”) было бы чѣмъ-то различнымъ отъ
рожденія и йсхожденія, когда эти выраженія употребляются въ
отношеніи Бога, то, быть можетъ, и было бы умѣстно сказать,
что это является общимъ свойствомъ для Двухъ (Лицъ Пре¬
святыя Троицы — Сына и Св. Духа), но если при разсужде¬
ніи никоимъ образомъ нельзя принять “причинность” отдѣльно
саму по себѣ въ отношеніи каждаго изъ Нихъ, безъ того, чтобы не
подразумѣвать и способа (ибо въ одномъ случаѣ, причинность
— рожденіе, въ другомъ — исхождеиіе), то “причинность” явля¬
ется однимъ наименованіемъ, а обозначаетъ двѣ вещи: рожденіе и
исхожденіе; а эти-то свойства мы и называемъ личными свой¬
ствами Каждаго изъ Нихъ. Итакъ, не иное что является “об¬
щимъ” у Этихъ Двухъ Лицъ по отношенію къ Отцу, какъ имен¬
но тѣ личныя свойства, которыми Они различаются и въ отноше¬
ніи Отца и въ отношеніи Другъ Друга. Что же касается словъ
“послать” и подобнаго сему, то лучше всего понять это, какъ
“благоволеніе”, какъ говоритъ Григорій Богословъ40), и отно¬
сить къ Первой Причинѣ всего сущаго, дабы не явиться врагами
Божіими. Затѣмъ, то что относилось къ опредѣленному време¬
ни и было единожды и въ отношеніи чего-то и ради чего-то, не
подобаетъ причислять къ Божественнымъ свойствамъ, безначаль¬
нымъ и вѣчнымъ. Это же мы говоримъ и касательно “посланія”
(Св. Духа), ибо то, что относилось къ опредѣленному времени и
было единожды и къ чему-то и ради чего-то было, не разумно бы¬
ло бы приписывать какъ личное свойство Отцу и Сыну въ от¬
ношеніи Духа, а тѣмъ болѣе чуждо это въ отношеніи безначаль¬
наго и присносущнаго йсхожденія Духа. Затѣмъ, и Духъ не
лишенъ свойства “посылать”, что явствуетъ изъ тѣхъ словъ, что
Пророкъ говоритъ отъ Лица Сына: “Господь посла Мя и Духъ
Его”41)· Если это говорится въ томъ смыслѣ, что только какъ
Человѣкъ Онъ могъ быть посылаемъ (Духомъ Святымъ), то какъ
можно въ этомъ удостовѣриться? — или покажи, или не мудр¬
ствуй. Впрочемъ, божественный Златоустъ въ словѣ о Святомъ
Духѣ являетъ, что въ этомъ мѣстѣ изъ словъ Исаіинаго проро¬