Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
242 2. “Духъ”, говоритъ Нисскій Богословъ, "исходитъ отъ Оте¬
ческой Ѵпостаси”). Если же Онъ исходитъ и отъ Ѵпостаси
Сына, то что иное это обозначаетъ, какъ не то, что Онъ исходитъ
отъ двухъ Ѵпостасей? А то, что Онъ исходитъ отъ двухъ Ѵпо¬
стасей, что иное — какъ не то, что Онъ имѣетъ два Начала Сво¬
его Бытія? Такимъ образомъ, до тѣхъ поръ, пока латиняне бу¬
дутъ утверждать, что Духъ Святый происходитъ и отъ Сына,
они не избѣгнутъ двуначалія. 3. Если и Сынъ — отъ Отца и Духъ — отъ Отца, то по¬
чему же и Духъ не будетъ Сыномъ? — Потому, что Они разли¬
чаются Другъ отъ Друга, согласно богословамъ, образомъ бы¬
тія, и Духъ происходитъ отъ Отца не тѣмъ образомъ, какъ про¬
исходитъ отъ Отца Сынъ и не чрезъ рожденіе. Если же Духъ,
происходящій отъ Отца, не есть Сынъ, какое тогда точное раз¬
личіе, спросимъ, между Сыномъ и Духомъ, какъ въ Ихъ от¬
ношеніи къ Отцу, такъ и въ отношеніи Другъ Друга? Ибо если
от Отца происходятъ, какъ Сынъ, такъ и не Сынъ, но Нѣчто
Иное, то явствуетъ, что въ отношеніи Отца Они отличаются отъ
Него понятіемъ состоянія (образа бытія) и являются, какъ При¬
чиненные (т. е. происходящіе отъ Причины) въ отношеніи При¬
чины; въ отношеніи же Другъ Друга Они различаются самимъ
противупоставленіемъ контрадикторныхъ другъ въ отношеніи
друга изреченій: ибо ясно, что “быть Сыномъ” звучитъ контра¬
дикторно въ отношеніи — “не быть Сыномъ”. Итакъ, сверхъ
этого, говорю, для различенія Сына отъ Духа, нѣтъ необходи¬
мости противупоставленія состояній, когда и чрезъ само проти-
вупоставленіе контрадикторныхъ другъ въ отношеніи друга по¬
ставленій возможно сдѣлать различіе (между Ними). 4. Не желая слѣдовать общепринятымъ всѣми исповѣднымъ
принципамъ богословія, но сами выдумывая иные, латиняне, ра¬
ди подкрѣпленія своего ученія, не различаютъ, какъ мы, что
присуще Богу (ибо мы говоримъ, что одно — общее для всѣхъ
Лицъ Престыя Троицы, а иное — личное, свойственное Каждо¬
му изъ Божественныхъ Лицъ), но дѣлаютъ какое-то иное раз¬
личіе, говоря; что одно — “личное”, иное — “общее”, и иное — “общнѣйшее” (κοινότατα, communissima): ТО, ЧТО свойственно — Одному Лицу, называя “личнымъ”; то, что свойственно —
Двумъ — “общимъ”; то, что свойственно всѣмъ Тремъ -— “общ-
нѣйшимъ”. А то, что такое различеніе необычно, и по обыкно¬
венію является новшествомъ латинянъ, явствуетъ изъ ихъ соб¬
ственныхъ словъ. Но посмотримъ, что это такое, что они назы¬