Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
25 греками и латинянами на Соборахъ въ Феррарѣ и Флоренціи, а
также не даетъ его въ обиду латинянамъ уже по заключеніи Уніи,
когда св. Маркъ открыто выступаетъ противъ Уніи. Итакъ, вернувшись къ послѣдовательному изложенію жи¬
тія св. Марка, мы видимъ, что передъ юнымъ профессоромъ от¬
крывалось поле для обогащенія и сысканія всевозможныхъ льготъ
благодаря его близости къ Императорамъ. Блестящая карьера,
какъ говорится это нынѣ, простиралась передъ нимъ. Но не это¬
го искала душа его, ибо онъ былъ исполненъ истиннаго любому¬
дрія. Впослѣдствіи онъ такъ писалъ одному своему бывшему уче¬
нику: “Доколѣ, о несчастный, благородство и честь твоей души
ты будешь погружать въ вещи, лишенныя всякой цѣнности! Не
возобладали ли тобою тщеславіе и ложное богатство и изящныя и
разукрашенныя тоги и прочее, на чемъ зиждется благополучіе
этого міра? — Увы, философъ — съ такимъ чуждымъ философу
міровоззрѣніемъ!” ,9). Св. Маркъ былъ истиннымъ философомъ, и поэтому его лю¬
бомудріе звало его къ высшему подвигу, къ полному отверженію
міра и къ пристани молчанія. Онъ все отвергаетъ и принимаетъ монашество. Въ службѣ
святителю Марку читаемъ слѣдующія слова: “Егда непостоян¬
ство мірскихъ радостей, тлѣнность же и суету благоразумно по¬
зналъ еси, тогда, возненавидѣвъ міръ и вся радостная и веселя¬
щая его, прибѣглъ еси къ божественной схимѣ, вмѣнивъ болѣзни въ
услажденіе, бдѣніе въ радованіе и упокоеніе, на земли лежаніе и
всенощное стояніе, воистинну, въ радостное наслажденіе, постъ —
въ сладость, воздержаніе — въ веселіе”28). Св. Маркъ оставляетъ столицу и отправляется на одинъ изъ
острововъ, который былъ еще во владѣніи Византіи — ост¬
ровъ Антигонъ, который находится при входѣ въ Никомидійскій
заливъ. Это произошло въ 1418 г., когда, св. Марку было 26 лѣтъ.
Его духовнымъ отцемъ и наставникомъ, который и постригъ св.
Марка, смѣнившаго свѣтское имя Мануила на Марка въ мона¬
шествѣ, былъ Игуменъ Симеонъ. Это былъ великій духовный ру¬
ководитель, о которомъ, къ сожалѣнію, болѣе подробныхъ свѣдѣ¬
ній не имѣется, какъ только то, что въ синаксарѣ св. Марку Іо¬
аннъ Евгеникъ называетъ его — “чудный тотъ Симеонъ”; а Ге¬
оргій Схоларій о всемъ этомъ періодѣ жизни св. Марка говоритъ
слѣдущее: “Уподобляясь Учителямъ Церкви, онъ (св. Маркъ)
отрекся отъ всѣхъ прелестей жизни, съ которыми, онъ даже не
былъ знакомъ; предался Богу и, для Бога, отдался въ послуша¬