Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
240 тый, если Онъ происходитъ отъ изводительной силы Отца и Сына,
Онъ будетъ имѣть два Начала Своего бытія. “Но и тварь”, — говорятъ они, “сущая отъ Отца и Сына и
Святаго Духа, чрезъ творческую Ихъ силу, отъ единаго Бога и
Творца, пришла въ бытіе, и единое Начало имѣетъ — Отца и
Сына и Святаго Духа. Такъ что же тогда препятствуетъ, что¬
бы и Святой Духъ, происходящій отъ Отца и Сына, былъ отъ
одного Бога и Изводителя (Προβολέως) и имѣлъ одно Начало —
Отца и Сына?” (Но поставивъ вопросъ такимъ образомъ), ты освободилъ
насъ, дражайшій, отъ труда (обсуждать его) тѣмъ, что сочеталъ
съ тварями Духа Святаго и самого себя яснымъ образомъ пока¬
залъ духоборомъ. Ибо если тѣмъ же образомъ, какъ произошла
тварь отъ Отца и Сына и Святаго Духа, такимъ же образомъ и
Духъ происходитъ отъ Отца и Сына, то что же иное тогда Духъ
Святый, какъ не тварь? Но, возвратившись къ тебѣ, въ отвѣтъ
я тебѣ скажу противоположное и болѣе благочестивое, именно
— что такъ просто, дѣйствительно, дѣло обстоитъ въ отношеніи
твари, но не такъ — въ отношеніи Духа Святаго. Ибо то, что
въ дѣлѣ творенія произошло отъ двухъ или многихъ лицъ, то,
можно сказать, произошло отъ одного, говоря въ отношеніи по¬
нятія творчества, и это — не только въ отношеніи Божественна¬
го творчества, въ которомъ — одна и та же воля и желаніе и
мудрость и сила и дѣйствіе (энергія), но — и въ отношеніи че¬
ловѣческаго творчества и нашего собственнаго; ибо одно и то же
понятіе искусства въ различныхъ граняхъ искусства, и всѣ ис¬
кусства — одно; и поэтому то, что произошло отъ многихъ лицъ,
можно сказать, произошло отъ единаго и одинъ имѣетъ принципъ
(начало). Но что касается того, что естествомъ имѣетъ бы¬
тіе отъ двухъ, никто совершенно не могъ бы сказать, что оно
происходитъ отъ одного; да и невозможно — заключить, чтобы у
каждаго изъ этихъ двухъ былъ одинъ и тотъ же способъ про¬
изводить бытіе; впрочемъ, и сами латиняне говорятъ, что похо¬
жденіе Духа различно — отъ Отца и различно — отъ Сына, и въ
первомъ случаѣ (говорятъ они) оно — непосредственно, а во-
второмъ — посредственно. Такимъ образомъ, имъ никакъ не из¬
бѣжать двухъ Началъ, если только не намѣрены они впасть въ
иныя многія нелѣпости. “Что же препятствуетъ” — говорятъ они, — “чтобы, дѣй¬
ствительно, было два Начала; но, конечно, одно изъ нихъ подъ
другимъ, чтобы такимъ образомъ изъ двухъ стало — одно. Это