Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
239 СВЯТѢЙШАГО МИТРОПОЛИТА ЕФЕССКАГО КИРЪ МАРКА ЕВГЕНИКА
СИЛЛОГИЧЕСКІЯ ГЛАВЫ ПРОТИВЪ ЛАТИНЯНЪ. 1. Если бы, дѣйствительно, Духъ Святый исходилъ отъ Отца
и Сына, то Онъ исходилъ бы отъ Нихъ или 1) какъ — отъ двухъ
Ѵпостасей, или 2) какъ — изъ общаго Ихъ естества, или же 3)
ОТЪ изводительной (Ихъ) СИЛЫ {εκ τής προβλητικής δννάμεως). ЕСЛИ
бы Онъ исходилъ отъ Отца и Сына, какъ — отъ двухъ Ѵпостасей,
то тогда очевидно на лицо будутъ два Начала и двѣ Вины и два Из-
водителя въ Божественной Троицѣ, и этимъ нарушится единона¬
чаліе и тотъ фактъ, что Отецъ является “единственымъ Источни¬
комъ пресущественнаго Божества”33). Если же Духъ Святый ис¬
ходилъ бы отъ Отца и Сына въ понятіи исхожденія отъ общаго Ихъ
естества, то, прежде всего, никогда еще донынѣ не было слышно,
чтобы кто нибудь говорилъ, что происшедшая изъ двухъ Ѵпоста¬
сей третія Ѵпостась была бы не отъ нихъ, а отъ нѣкоего общаго
естества; такимъ образомъ, мы опять возвращаемся къ тому же
(первому положенію). Ибо ѵпостась является не инымъ чѣмъ,
какъ — естествомъ, имѣющимъ личное свойство; отсюда то, что
происходитъ отъ естества одного или двухъ, то также, слѣдователь¬
но, должно происходить отъ ѵпостаси или ѵпостасей. Къ тому же,
свойство Божественнаго естества изводить не является простымъ,
ибо оно — Духъ, и извело иное, нежели оно само, хотя и того же
общаго естества. Если же Духъ Святый исходилъ бы отъ Отца и
Сына въ понятіи исхожденія отъ “изводительной силы”, которая
принадлежитъ Обоимъ, то спрашивается: что такое сама “изводи-
тельная сила”, и является ли она различной отъ естества, или она
одно съ нимъ? И если она — одно съ нимъ, то опять тѣ же аргумен¬
ты, что и прежде, вносятъ тѣ же несуразности. Если же она —
иное нежели естество, то этимъ бы мы допустили, что Богу припи¬
сывалось бы нѣчто различное отъ Его существа, что именно оспа¬
ривая въ иныхъ вещахъ, (лучше бы) они (латиняне) и въ этомъ
случаѣ предпочли изъять эти слова, нежели воспринять
ихъ, какъ предметъ исповѣданія; затѣмъ, развѣ не нелѣпо было
бы счесть за нѣчто различное отъ Божественнаго естества имен¬
но то самое, что дѣлаетъ самое Божественное естество или Ѵпо¬
стась? Но, такимъ образомъ, опять же, они не избѣгнутъ двухъ на¬
чалъ: ибо и то, что рождается отъ отца и матери, происходитъ отъ
ихъ рождающей силы или ихъ рождающей силой, которая — обща
для нихъ обоихъ, хотя и отличается по формѣ; но тѣмъ не менѣе,
происходя отъ двухъ ѵпостасей, оно и имѣетъ два начала своего
рожденія, и никто не станетъ этого отрицать. Такъ и Духъ Свя¬