Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
238 однако, какъ наше предположеніе, можемъ сказать, что, быть мо¬
жетъ, они принадлежатъ перу протосингела Григорія Маммы. Это¬
му стороннику Уніи, много причинившему бѣдъ св. Марку, уже
принадлежитъ одно подобное “опроверженіе” на сочиненіе св. Мар¬
ка — его “Окружное Посланіе”, также имѣющее догматическое
содержаніе. Быть можетъ, ему же должно приписать и авторство
“опроверженій” силлогическихъ главъ св. Марка, которыя надпи¬
саны именемъ Георгія Схоларія. Но естественно возникаетъ во¬
просъ, почему же и въ этомъ случаѣ, какъ и въ первомъ, онъ не
поставилъ свое имя, но имѣется имя иного лица. На это отвѣтимъ,
что, быть можетъ, “опроверженія” вообще не были надписаны, и
переписчикъ-уніатъ или иныя лица впослѣдствіи поставили надъ
ними имя Георгія Схоларія или поставили его вмѣсто имени непо¬
пулярнаго протосингела Григорія Маммы, по соображеніямъ, кото¬
рыя мы высказали выше. Но, конечно, это — только предполо¬
женія. Когда св. Маркъ написалъ “Силлогическія Главы”? На этотъ вопросъ невозможно — съ точностью отвѣтить. Но
полагаемъ, что это сочиненіе св. Марка связано съ тѣмъ періодомъ,
который мы изложили въ 6-й главѣ нашего труда, т. е. въ тотъ
періодъ, когда особенно остро обсуждался вопросъ неправильности
ученія Римской Церкви объ исхожденіи Св. Духа и отъ Упостаси
Сына. Но возможно, что это сочиненіе явилось и нѣсколько позд¬
нѣе, уже послѣ возвращенія св. Марка въ Константинополь, хотя
оно и непосредственно связано съ вышепомянутымъ періодомъ пе¬
реговоровъ между греками и латинянами въ Флоренціи. Сохранился этотъ трактатъ св. Марка въ нѣсколькихъ рукопи¬
сяхъ: Codex Pariamus 1218, фол. 424-451. Parisinus 1286, фол. 1-24,
Ambrosianus 899, с. 121-142. Имѣются два греческихъ изданія его
въ 1758 г. — изданное Серафимомъ, епископомъ Писидійскимъ, и
въ 1784 г. — изданное Ѳеодосіемъ Кутуніемъ (Котоѵѵіоѵ). Какъ
мы упомянули выше, 39 главъ сего сочиненія св. Марка помѣщены
въ 161 т. греч. серіи “Круга Патрологіи” Миня. Послѣднее изданіе сего трактата принадлежитъ Mgr. Petit,
помѣстившему греческій текстъ (въ сопровожденіи латинскаго пе¬
ревода) согласно первой приведенной нами выше рукописи, въ
17-мъ томѣ “Патрологіи Оріенталисъ”, стр. 368-415, съ изданія
котораго мы и дѣлаемъ переводъ на русскій языкъ сего весьма
цѣннаго сочиненія св. Марка Ефесскаго.