Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
237 адресуетъ его такъ св. Марку: “Лучшему изъ всѣхъ людей, и мнѣ
о Господѣ божественнѣйшему, святѣйшему Отцу и Владыкѣ”. На¬
ходясь у смертнаго одра Святителя, онъ говоритъ ему: “Благодарю
великую твою Святыню за похвалы, которыя ты сказалъ обо мнѣ ...
но это проистекаетъ отъ высоты благости и добродѣтели и мудро¬
сти великой твоей Святыни, которою я и самъ, вѣдая ее отъ нача¬
ла, не переставалъ восхищаться даже до сего времени, что и дол¬
женствуетъ, какъ къ Отцу и къ Учителю и наставнику, въ отноше¬
ніи твоей великой Святыни, и руководствуясь, какъ образцемъ,
твоимъ совершеннымъ пониманіемъ догматовъ и правостью сужде¬
ній, которые ты воспріялъ, и согласуясь съ ними, а так¬
же то, что было не согласно съ твоимъ сужденіемъ, безъ сомнѣ¬
нія отвергая, я никогда не отказывался исполнить долгъ
сына и ученика по отношенію къ твоей великой Святыни ... Каса¬
тельно же того, что нѣкогда я не вступилъ открыто въ борьбу, ко¬
торую вела твоя великая Святыня, но обошелъ молча¬
ніемъ, причины для сего никто не знаетъ лучше, чѣмъ вели¬
кая твоя Святыня ...”31). Итакъ, Георгій Схоларій свидѣтельству¬
етъ не только о своей любви и преданности Святителю, но и о томъ,
что онъ всегда соглашался съ ученіемъ св. Марка и отвергалъ все
то, что и онъ отвергалъ. Къ тому же, говоря о томъ, что онъ не
поддерживалъ открыто Святителя въ его борьбѣ за Православіе
на Флорентійскомъ Соборѣ, онъ говоритъ только о своемъ молча¬
ніи. Всѣ эти факты вѣско говорятъ противъ того, чтобы принять
утвержденіе, что попытки опроверженія “Силлогическихъ Главѣ”
св. Марка дѣйствительно принадлежатъ перу Георгія Схоларія.
Другое дѣло Виссаріонъ Никейскій. У насъ нѣтъ основанія оспа¬
ривать авторство приписываемыхъ ему “опроверженій” силлогиче¬
скихъ главъ св. Марка. Какая же причина была для того, чтобы авторъ (если онъ не
былъ Георгіемъ Схоларіемъ) помянутыхъ “опроверженій” поста¬
вилъ надъ частью изъ нихъ имя Георгія Схоларія? — Это можно
объяснить тѣмъ фактомъ, что авторъ желалъ придать больше авто¬
ритета своимъ “опроверженіямъ”, приписывая ихъ знаменитому
своей ученостью и занимавшему высокій постъ — Георгію Схола-
рію, а тѣмъ самымъ и представить его другомъ Уніи и врагомъ
св. Марка Ефесскаго. Что подобныя клеветы распространялись,
свидѣтельствуетъ самъ Георгій Схоларій въ своемъ посланіи св.
Марку, сѣтуя на него за то, что онъ повѣрилъ имъ32). Кто же тогда былъ авторомъ “опроверженій”, носящихъ имя
Георгія Схоларія? — На этотъ вопросъ мы не можемъ дать отвѣтъ,