Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
235 нія энергіи, въ то время, какъ подъ энергіей слѣдуетъ понимать
нѣкій источникъ, импульсъ дѣйствія. Однако, сознавая это, мы
все же принуждены держаться переводя слово “энергія”, какъ
“дѣйствіе” или “дѣйствованіе”, но, и въ этомъ случаѣ беря при¬
мѣръ съ преосвященнаго Ѳеофана Затворника28), мы будемъ,
встрѣчая слово “ή Ενέργεια” переводить его, какъ “дѣйствіе”, ставя
въ скобкахъ слово “энергія”. Что касается понятія существа и ѵпостаси, то для большей
ясности этихъ понятій, мы привели въ концѣ этой работы, въ от¬
дѣлѣ “Прибавленія”, догматическое сочиненіе св. Максима Испо¬
вѣдника (его посланіе 15-е), въ которомъ онъ подробно говоритъ,
въ чемъ различіе между этими двумя понятіями. Здѣсь же мы мо¬
жемъ помянуть, что подъ “существомъ” слѣдуетъ разумѣть общее
свойство, именно, что Лица Божества имѣютъ одно существо
— Божество, оно — обще для всѣхъ Трехъ Лицъ Святой Тро¬
ицы. Между тѣмъ, какъ Ѵпостась или Лицо — это личное,
личныя свойства (тЬЧдюѵ), которыя различны у Каждаго Ли¬
ца Св. Троицы, и которыя и являютъ различіе, при тождественно¬
сти существа (или “естества”), между Сими Божественными Ли¬
цами. Въ заключеніе можемъ сказать, что въ нѣкоторыхъ мѣстахъ
нашего перевода мы сочли необходимымъ для облегченія понима¬
нія читателя пополнить лаконичность или пояснить смыслъ заклю¬
чающагося въ оригиналѣ, или же разбить на двѣ-три фразы нѣко¬
торыя фразы оригинала, которыя иногда столь пространны, что за¬
нимаютъ иногда по двѣ страницы въ “Патрологія Оріенталисъ”.
Однако, несмотря на это, приводимый ниже трактатъ остается въ
нѣкоторыхъ мѣстахъ труднымъ для пониманія и требуетъ внима¬
тельнаго и вдумчиваго чтенія, чего требуетъ и глубокая тема его
содержанія. Приводимый ниже трактатъ — “Силлогическія Главы” — ча¬
стично былъ помѣщенъ J. Hergenroether’OMb въ 161-мъ т. греч. сер.
Патрологіи Миня. Но тамъ приведенъ не цѣлый трактатъ, а толь¬
ко 39 главъ въ разбросанномъ порядкѣ. Послѣ каждой главы слѣ¬
дуетъ “опроверженіе” сказаннаго св. Маркомъ, которое приписы¬
вается двумъ лицамъ: Виссаріону Никейскому и Георгію Схола-
рію. Что касается послѣдняго, то мы сильно сомнѣваемся, чтобы
существующія попытки опроверженія неопровержимыхъ доводовъ
св. Марка дѣйствительно принадлежали перу Георгія Схоларія.