Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
234 ребенокъ, въ свою очередь, является — “происходящимъ отъ вины”
или же — “происходящимъ отъ виновника”. Тотъ, кто не имѣетъ
никого виновникомъ своего бытія, а это — только одинъ Богъ Отецъ
— именуется “безвиновнымъ”, или же “безначальнымъ”. Винов¬
никъ, Вина, Причина, Начало, Корень, Источникъ — все это поня¬
тія тождественыя въ догматикѣ и указываютъ на то, что отъ “Ви¬
новника” нѣкто имѣетъ свое бытіе. Когда говорится напр. “Винов¬
никъ Сына”, то здѣсь необходимо подразумѣвается Виновникъ
бытія. Далѣе мы услышимъ, что Богъ Отецъ есть Отецъ въ отношеніи
Сына, Котораго Онъ “родилъ” или “рождаетъ” ; но
Тотъ же Богъ Отецъ является также Виновникомъ бытія Св. Ду¬
ха, Который исходитъ отъ Него. Если въ отношеніи Сына Богъ
Отецъ именуется — “Отцемъ”, то въ отношеніи Духа Святаго Онъ
именуется “δ Προβολενς” (отъ глаг. προβάλλω). Это слово весьма
трудно для перевода. Пользующійся міровой извѣстностью греко¬
англійскій лексиконъ Liddell and Scott переводитъ это слово, какъ
церковный терминъ, обозначающій на англ. яз. “producer”24). Это
слово, которое часто встрѣчается у свв. Отцевъ, особенно же у св.
Григорія Богослова и у св. Марка Ефесскаго, трудно перевести
на русскій языкъ, чтобы сохранить великое достоинство рѣчи, от¬
носящейся къ Богу. Мы нашли, что Ѳеофанъ Затворникъ, этотъ ис¬
ключительный знатокъ греческаго языка, переводитъ это слово,
какъ “Изводитель” (именно: Богъ Отецъ — Изводитель
Св. Духа); и Богъ Отецъ, раждающій Сына, изводитъ Св.
Духа. Послѣдуя преосвященному Ѳеофану Затворнику (такъ пе¬
реводящему сіе слово въ твореніяхъ св. Максима Исповѣдника)25,
мы будемъ держаться даннаго имъ перевода, хотя, несомнѣнно,
что нѣкая неясность термина все же остается, но это и — естест¬
венно! Ибо “Божія никтоже вѣсть, точію Духъ Божій” (I Кор.
2, 11). Подобно сему, выраженіе: — “ή προδλψική δύναμις” будемъ
переводить, какъ “изводительная сила”. Дальнѣйшее затрудненіе намъ представляетъ слово “энер¬
гія” (ή ένέργεια). Когда это слово относится къ Божеству, оно
трудно — для перевода. Оно часто встрѣчается у свв. Отцевъ25),
особенно же у св. Іоанна Дамаскина27). Латинскій переводъ обыч¬
но передаетъ слово “ή ενέργεια”, какъ “actio” т. е. “дѣйствіе”. И
въ русскихъ и церковно-славянскихъ книгахъ такъ мы и находимъ
это слово въ этомъ же значеніи. Между тѣмъ, несомнѣнно, что ме¬
жду “дѣйствіемъ” и “энергіей” есть извѣстная разница. “Дѣйст¬
віе” представляетъ нѣчто законченное, какъ результатъ проявле¬