Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
231 концовъ, безразлично квасный или безквасный хлѣбъ употребля¬
ется для Евхаристіи. “Касательно чистилища греки вынесли по¬
становленіе, всецѣло принимая латинское ученіе: “Души Святыхъ
наслаждаются на небѣ полнымъ воспріятіемъ награды: такой —
какая соотвѣтствуетъ этимъ душамъ; души же грѣшниковъ под¬
вержены совершенному наказанію; что же касается душъ, кото¬
рыя находятся въ промежуточномъ состояніи, онѣ находятся въ
мѣстѣ испытанія или мучилищѣ — будетъ ли это огонь, мракъ
или бури, мы не обсуждаемъ этотъ послѣдній пунктъ”. Такимъ
образомъ, всѣ замѣчательные труды св. Марка, и того же Висса¬
ріона, то офиціальное заявленіе, сдѣланное греками по поводу чи¬
стилища на Соборѣ въ Феррарѣ, все это свелось на нѣтъ. Све¬
дены на нѣтъ труды, святость, преданіе свв. Отцевъ, драгоцѣн¬
ность Православія; все это побѣдили золото и сила. Но Истину
нельзя ни побѣдить, ни купить. Приходитъ день, и она возсія¬
етъ и освѣтитъ своими лучами всѣхъ! Далѣе слѣдуетъ дальнѣйшая сдача Православной Церкви. По
вопросу примата папы, греки, однако, дали весьма дипломатиче¬
скій отвѣтъ, говоря, что папа “долженъ опять имѣть тѣ привилле-
гіи, которыя онъ имѣлъ отъ начала и до времени Раскола”. Какъ
увидимъ далѣе, латиняне “уточнили”, въ чемъ заключались при-
виллегіи Римскаго Престола, и потребовали признанія ихъ Право¬
славными. Касательно служенія Литургіи, вопросъ шелъ о томъ, когда
освящаются Св. Дары: въ моментъ ли произношенія евхаристи¬
ческихъ словъ Спасителя: “Пріимите, ядите” и “Пійте отъ нея
вси”, — какъ это — въ литургіи Западныхъ Церквей; или же
Св. Дары освящаются спеціальной молитвой и благословеніемъ
Св. Даровъ священникомъ, что происходитъ уже послѣ произно¬
шенія евхаристическихъ словъ Спасителя, — какъ это бываетъ
въ Литургіи Восточной Церкви. Латиняне поставили вопросъ:
какъ могутъ греки, послѣ произнесенія словъ Спасителя, которы¬
ми именно (какъ утверждаютъ латиняне) и освящаются Св. Дары,
еще произносить послѣдующія слова: “И сотвори убо хлѣбъ сей”
и дальнѣйшія слова Литургіи. Греки и въ этомъ пунктѣ должны
были принять латинское пониманіе и дали совершенно неубѣди¬
тельное толкованіе православной практики въ Литургіи. Они за¬
явили: “Мы принимаемъ, что словами “Сіе есть Тѣло Мое” и т. д.
— хлѣбъ пресуществляется въ Тѣло Христово, но какъ вы (лати¬
няне) говорите послѣ освященія Св. Даровъ: “Jube haec perferri
per manus sancti angeli in sublime altare tuum” — такъ и мы молим¬