Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
24 и эти слова онъ присовокупляетъ о своемъ наставникѣ: “Мы не
пріобщились бы достаточно познанію истины, еслибъ онъ не по¬
сѣялъ въ насъ первыя ея сѣмена своимъ ученіемъ и своими мо¬
литвами, въ которыхъ онъ часто испрашивалъ у Бога нашего опло¬
дотворенія, — и онъ, болѣе чѣмъ кто-либо, пробуждалъ въ насъ
рвеніе къ истинѣ”. Эти святыя качества великой души не могли не бытъ заме-
ченными, и дѣйствительно, мы видимъ, что св. Маркъ становит¬
ся любимымъ духовнымъ сыномъ Константинопольскаго Патріар¬
ха Евфимія и послѣ смерти составляетъ ему канонъ и стихиры,
которые свидѣтельствуютъ о близости и любви св. Марка къ по¬
чившему Патріарху. Императоръ Мануилъ II приближаетъ его
къ себѣ, и онъ становится близкимъ ему человѣкомъ и совѣтни¬
комъ. Объ этомъ такъ говоритъ Іоаннъ Ввгеникъ въ своемъ си¬
наксарѣ: “Посему (т. е. на основаніи добродѣтелей и учености его)
и къ приснопамятному Императору Мануилу, мудрому и благо¬
честивому, онъ былъ приглашаемъ, и не токмо извѣстенъ уже и
близокъ, но и другомъ его сталъ и наставникомъ во многихъ ве¬
щахъ, и былъ назначенъ редакторомъ писаній его (τών εκείνου
συγγραμμάτων διορθωτής καταστάς), ибо ОНЪ превосходилъ всѣ чест¬
ныя сѣдины ученыхъ нашихъ мужей совершенствомъ (знаній);
и затѣмъ, онъ былъ удостоенъ званія предсѣдателя суда по изслѣ¬
дованію дѣлъ, — и отказался (отъ сего званія).” И наслѣдовав¬
шій Императора Мануила Іоаннъ VIII также глубоко почиталъ
св. Марка; объ этомъ можно судить на основаніи того, что цѣлый
рядъ сочиненій св. Маркъ впослѣдствіи написалъ по просьбѣ это¬
го Царя, просившаго его дать отвѣты на трудные богословскіе
вопросы, при чемъ эти вопросы имѣютъ самый широкій діапа¬
зонъ богословско-философскаго характера. Затѣмъ, несомнѣнно по
волѣ Императора Іоанна VIII, св. Маркъ будетъ назначенъ на
каѳедру Митрополита Ефесскаго и займетъ исключительно высо¬
кое положеніе среди греческой делегаціи на Соборѣ въ Италіи.
И наконецъ, объ этомъ свидѣтельствуетъ Георгій Схоларій, ко¬
торый, говоря объ изгнаніи и гоненіяхъ, которыя переносилъ свя¬
титель при концѣ жизни, присовокупляетъ затѣмъ: “Онъ претер¬
пѣлъ бы большія страданія, если бы не простерло ему руку по¬
мощи человѣколюбіе Монарха, который болѣе другихъ дивился
добродѣтели и мудрости этого святаго мужа”18). Объ этомъ глу¬
бокомъ уваженіи и любви къ святителю Марку свидѣтельству¬
етъ и то, что Императоръ назначаетъ его быть во главѣ богослов¬
скихъ разсужденій со стороны грековъ на переговорахъ между