Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
230 ворить, что этотъ іерархъ былъ не иной кто, какъ — св. Маркъ
Ефесскій. Папа и кардиналы одобрили заявленіе грековъ, и окончатель¬
ная редакція, внесшая еще болѣе латинское пониманіе догмата
объ исхожденіи Св. Духа, была принята греками 7-го іюня. Это принятіе православными латинскаго догматическаго уче¬
нія было началомъ безславнаго пораженія Православной делегаціи
на Соборѣ во Флоренціи. Говорится, что если кто сказалъ “а —”,
тотъ уже поневолѣ долженъ будетъ сказать и “б”, “в”, “г”, “д”
и т. д. То же самое случилось и съ греками на Флорентійскомъ
Соборѣ. Принявъ латинскій догматъ объ исхожденіи Св. Духа
отъ Отца и Сына и одобривъ “Filioque”, они должны были принять
и все иное, что требовали латиняне, какъ это увидимъ далѣе. Одинъ
только св. Маркъ былъ непреклоннымъ Столпомъ Православія.
Приводя еретическое ученіе нѣкоторыхъ участниковъ Флорентій¬
скаго Собора, въ частности Виссаріона Никейскаго, Великій Ри¬
торъ Мануилъ такъ говоритъ о св. Маркѣ: “Не такъ блаженнѣй¬
шій Маркъ, чистая обитель Всесвятаго Духа, сердцемъ и уста¬
ми провозглашавшій всѣмъ солнцевидное и богопреданное христі¬
анское благочестіе и православіе: не такъ онъ! Ничего подобнаго
не дѣлалъ онъ, не питалъ въ сердцѣ, не оказался ни въ чемъ не¬
потребномъ относительно точности и правоты догматовъ. И память
его совершается въ радованіи душевномъ и веселіи ... Память его
совершается для подражанія прекрасному и въ воздаяніе ему за
подвиги о Церкви Христовой”22). Между тѣмъ, разъ поскользнувшись, представители Право¬
славной Церкви уже не имѣли возможности встать, и Ватиканъ
это прекрасно видѣлъ. Когда 9-го іюня Императоръ послалъ къ
папѣ четырехъ митрополитовъ: Кіевскаго, Никейскаго, Мителей¬
скаго и Трапезунтскаго — самыхъ большихъ сторонниковъ Уніи,
папа имъ сказалъ слѣдующее: “По милости Божіей, мы теперь
въ согласіи по важнѣйшему догмату, но мы должны еще, дабы
изъять всякое заблужденіе, вмѣстѣ изслѣдовать вопросы относи¬
тельно чистилища, примата, кваснаго или безкваснаго хлѣба и слу¬
женія Литургіи. Послѣ сего будетъ заключена Унія, ибо время не
ждетъ”. Получивъ требованіе папы, греки немедленно приступили къ
обсужденію вопросовъ, указанныхъ папой, и составили слѣдую¬
щее заявленіе: “Евхаристическій хлѣбъ долженъ бы быть квас¬
нымъ, священникъ долженъ имѣть рукоположеніе, и мѣсто (слу¬
женія Божественной Литургіи) должно быть освящено; въ концѣ