Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
229 пользы? Кто убѣдительнѣе его высказалъ все, что должно было
сказать? и кто болѣе его былъ готовъ на помощь ближнему? Кто
былъ беззлобивѣе его противъ тѣхъ, которымъ случилось оскор¬
блять его? Но онъ же самый, когда онъ находилъ причины запо¬
дозрить кого-либо въ ухищреніяхъ противу Православнаго Вѣро¬
ванія, — онъ отважно вступалъ въ борьбу съ краснорѣчіемъ про¬
тивниковъ и не давалъ торжествовать силѣ ложнаго ученія. И вотъ
почему его обвинили въ непомѣрной раздражительности! и вотъ
отъ чего его возненавидѣли нѣкоторые изъ приближенныхъ къ не¬
му! Не вникая въ его побужденія и движимые человѣческими стра¬
стями, — они уязвляли этого великаго мужа, какъ своимъ молча¬
ніемъ, такъ и своими словами. О! сколько я выстрадалъ отъ безум¬
ной рѣчи одного изъ нихъ, дерзнувшихъ во время Соборнаго пре¬
нія называть его, — Учителя Истины, — обольстителемъ, отвра¬
щающимъ отъ Истины. ·.. Но этотъ великій Отецъ нашъ кротко
выслушивалъ злобныя рѣчи, ибо онъ не искалъ превозносить себя
и считалъ достаточною обороною противу клеветы свою борьбу за
Истину. Онъ помнилъ, что Самъ Господь нашъ былъ оклеветанъ.
Такъ переносилъ онъ поруганія! И никто изъ насъ, — о, стыдъ!
не предсталъ ему на помощь! И я самъ, увы, молчалъ!”20). Наконецъ, Великій Риторъ Мануилъ такъ говоритъ о борьбѣ
св. Марка за Истину Православія: “Тогда какъ всѣ, можно ска¬
зать, обратили тылъ противникамъ и увлекли за собой христолю¬
биваго Царя, онъ (св. Маркъ Ефесскій) предъ царями и власти¬
телями, истинно сказать, съ открытой головой возвѣщалъ Истину
и никоимъ образомъ не допускалъ ошибочно внесенную въ Сѵм¬
волѣ прибавку: но мужественно борясь съ нападавшими и неуклон¬
но идя по слѣдамъ святыхъ и богоугодныхъ Отцевъ, Свѣтильни¬
ковъ Церкви Христовой, онъ открыто всѣмъ проповѣдывалъ еди¬
ное Начало въ неизмѣнной и Пребожественной Троицѣ, то есть
— Отца, отъ Котораго Сынъ рождается, а Всесвятый Духъ исхо¬
дитъ, какъ отъ одной Причины”21). Но вернемся къ нашему изложенію дальнѣйшихъ событій. 4-го іюля (1439 г.) греки составили слѣдующее заявленіе,
которое и передали латинянамъ: “Мы соглашаемся съ вашимъ уче¬
ніемъ и съ вашимъ прибавленіемъ въ Сѵмволѣ, взятымъ на осно¬
ваніи свв. Отцевъ; мы заключаемъ съ вами Унію и признаемъ, что
Святый Духъ исходитъ отъ Отца и Сына, какъ отъ одного едина¬
го Начала и Вины”. Императору удалось склонить всѣхъ къ принятію такого за¬
явленія — формулы, кромѣ одного только іерарха; и лишне го¬