Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
228 и опредѣленій святыхъ Отцевъ и Учителей, громкимъ и сладо¬
стнымъ и нектароподобнымъ гласомъ и неустрашимымъ и доблест¬
нымъ безстрашіемъ духа. Знаетъ все множество присутствовав¬
шихъ тамъ и ихъ потомки извороты софистическихъ разсужденій
тѣхъ (латинянъ) и сѣти, и способы, и приманки и западни, чтобы
не сказать еще болѣе прискорбное; чистымъ богословіемъ святыхъ
Отцевъ, отъ Самого Перваго Богослова и Наставника Богослововъ
— Слова Божіяго, и затѣмъ, опредѣленіями Вселенскихъ Собо¬
ровъ, а гдѣ и необходимостью явныхъ и неопровержимыхъ ссы¬
локъ, какъ нѣкую пѣну или дымъ, онъ разсѣявалъ (латинское
ученіе) въ бесѣдахъ о чистилищѣ и о дерзкомъ прибавленіи къ
Святому Сѵмволу и, наконецъ, о самомъ томъ догматѣ (объ похо¬
жденіи Св. Духа), когда явленнѣе всякаго столба, на которомъ при¬
крѣпляются государственные декреты для обнародованія (ατηλης
άπάσης περιφανέοτερον), были явлены И священное богОСЛОВІе Ве-
ликаго и ученость и обитающая въ немъ благодать Пресвятаго
Духа и таковая великая сила Истины, а также — гнилость и не¬
твердость латинскихъ ученій” 18). За свое противленіе Уніи св.
Марку пришлось много испытать горя еще во время Собора. Вра¬
ги Православія среди грековъ называли его оскорбительными наи¬
менованіями, которыя намъ оскорбительно и приводить въ нашемъ
трудѣ о св. Маркѣ. Одинъ изъ властей требовалъ, чтобы то посо¬
біе, которое греки получали отъ папы на свое пропитаніе, не да¬
валось св. Марку, при чемъ сравнивалъ св. Марка съ Іудой, кото¬
рый принимая отъ папы хлѣбъ, враждуетъ противъ него, какъ нѣ¬
когда тотъ, пріявъ на Вечери Тѣло и Кровь Христову, враждовалъ
противъ Христа. Св. Маркъ подвергался оскорбительнымъ выго¬
ворамъ отъ патріарха и нападкамъ бывшихъ сотрудниковъ своихъ.
Іоаннъ Евгеникъ въ продолженіи своего синаксаря св. Марку такъ
говоритъ: "И какъ уже осужденный, онъ предсталъ на вызовъ пер¬
ваго архіерея19) и одинъ разъ и другой, какъ нѣкогда Василій
Великій оному епарху, въ однихъ случаяхъ съ готовностью давая
отвѣтъ, въ другихъ случаяхъ онъ думалъ нѣсколько утишить без¬
разсудный гнѣвъ благословеннымъ молчаніемъ, по образу кротка¬
го и незлобиваго Іисуса, нѣкогда представшаго передъ первосвя¬
щенниками и книжниками...” Георгій Схоларій такъ говоритъ въ надгробномъ словѣ св.
Марку о борьбѣ Святителя за Православіе: “Своей кротостью и
своимъ человѣколюбіемъ онъ превзошелъ всѣхъ, отличавшихся си¬
ми добродѣтелями. Кто былъ доступнѣе его для всѣхъ, обращав¬
шихся къ нему? Кто добровольнѣе его отдавалъ себя для общей