Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
227 мы видимъ, на поиски компромиссныхъ, половинчатыхъ рѣшеній
и зыбкихъ догматическихъ опредѣленій. “Найти нѣчто среднее”
— становится основой богословскихъ исканій греческихъ предста¬
вителей. Но “найти нѣчто среднее” было невозможно, и это было
ясно выражено св. Маркомъ Ефесскимъ, который видѣлъ, что Унія
представляетъ величайшую опасность для Православной Церкви;
свою мысль о невозможности “чего-то средняго” онъ выразилъ
такъ: “Можетъ ли быть нѣчто среднее между истиной и ложью,
отрицаніемъ и утвержденіемъ, свѣтомъ и тьмой; и, хотя между
свѣтомъ и тьмой можетъ быть найдено нѣчто среднее, именуемое—
“сумерки”, однако, между истиной и ложью не можетъ быть най¬
дено ничего средняго” м). И впослѣдствіи св. Маркъ писалъ Геор¬
гію Схоларію такъ: “Но, быть можетъ, ты скажешь, что не пре¬
вратилось въ противоположность сдѣланное измѣненіе, но мы
ищемъ нѣчто среднее и соглашеніе. — Никогда, о человѣкъ, то,
что относится къ Церкви, не разрѣшается чрезъ компромис¬
сы...”15). Нажимъ Императора въ дѣлахъ вѣры св. Маркъ счи¬
талъ дѣломъ незаконнымъ. Въ одномъ изъ своихъ посланій впо¬
слѣдствіи онъ пишетъ: “Пусть никто не властвуетъ въ нашей вѣ¬
рѣ, ни царь, ни архіерей, ни лже-соборъ, ни иной кто, но — толь¬
ко единый Богъ, передавшій намъ ее и Самъ и чрезъ Своихъ Уче¬
никовъ” І6). Компромиссъ въ дѣлахъ вѣры св. Маркъ считалъ смертью. Но
тогда онъ былъ “гласомъ вопіющаго въ пустыни”. На себя онъ
взялъ великій подвигъ бороться за Православіе, и можно сказать,
былъ одинъ въ этой борьбѣ. Но никогда онъ не приписываетъ се¬
бѣ это въ заслугу. Въ своемъ автобіографическомъ описаніи собы¬
тій Флорентійской Уніи онъ даже не упоминаетъ объ этомъ. На¬
ходясь на смертномъ одрѣ, онъ такъ говоритъ: “Находясь во гла¬
вѣ достаточно ожесточенной борьбы, ведомой нѣкоторыми иными
лицами, и въ частности — мною, онъ (здѣсь Святитель говоритъ о
Георгіи Схоларіи) не явилъ себя открытымъ поборникомъ Исти¬
ны, принуждаемый, возможно, совѣтами или людьми. Но, вѣдь, и
я раньше ничего, или же совсѣмъ мало, привнесъ въ борьбѣ, не
имѣя достаточно ни силы, ни рвенія...”'7). Но не то скажутъ
намъ историки и очевидцы его борьбы за Православіе. Такъ, Іоаннъ
Евгеникъ пишетъ о св. Маркѣ слѣдующее: “Только онъ одинъ
явился и въ началѣ и въ серединѣ и даже до конца мечемъ обоюдо¬
острымъ на беззаконныя и разбойническія плевелы въ благород¬
номъ посѣвѣ священныхъ догматовъ Церкви, боговдохновенной
трубой богословія и неосушимой рѣкой благочестивыхъ писаній