Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
226 отбыть оттуда, хотя судьба его гнала къ смерти. Я же имѣя на¬
писаннымъ мое мнѣніе, а вмѣстѣ и Исповѣданіе Вѣры, (ибо бы¬
ло такъ уговорено ранѣе, чтобы каждый подалъ свое мнѣніе въ
написанномъ видѣ), такъ какъ увидѣлъ, что они уже лихора¬
дочно стремятся къ заключенію Уніи, и что тѣ, которые ранѣе
были со мной, теперь находятся съ ними, а о докладныхъ запис¬
кахъ и не поминаютъ, и самъ удержалъ мое писаніе, чтобы, раз¬
жегши ихъ къ борьбѣ, не подвергнуть себя явной опасности.
Однако, устно я безбоязненно объявилъ свое мнѣніе, говоря, что
иначе невозможно согласовать изреченія Западныхъ и Восточныхъ
Отцевъ, какъ только согласно толкованію въ посланіи преподоб¬
наго Максима, которому слѣдуя, мы утверждаемъ, что Сынъ не
есть Виновникъ Св. Духа; я неодобрительно присовокупилъ и
относительно прибавленія (“Filioque”), сказавъ, что и въ этомъ я
не уступлю латинянамъ, и согласно приведеннымъ словамъ, оно
не хорошо и не благословенно сдѣлано. Послѣ этого они заня¬
лись своими дѣлами и обратились къ составленію Соборнаго Опре¬
дѣленія (Акта Уніи) и всего прочаго для Уніи; я же, съ тѣхъ
поръ отмежевавшись отъ нихъ, ушелъ въ самого себя, для того,
чтобы непрестанно согласуясь со Святыми моими Отцами и Учи¬
телями .. . ” 11) и т. д. Сиропулъ разсказываетъ, что патріархъ, собравъ своихъ епи¬
скоповъ, увѣщевалъ ихъ къ принятію Уніи, на что тѣ отвѣтили
ему, что то, что онъ принимаетъ, принимаютъ и они и, вообще,
они — солидарны съ нимъ. Единственно только св. Маркъ Ефес-
скій былъ непреклоннымъ. “Послѣ сего”, разсказываетъ Сиро¬
пулъ, “Патріархъ имѣлъ бесѣду съ Маркомъ Ефесскимъ и всевоз¬
можными просьбами досаждалъ ему, умоляя его, ради молитвъ
Святыхъ на небесахъ и ради души покойнаго отца, чтобы онъ скло¬
нился на Унію и, какъ говоритъ пословица — “ни одного камня
не оставилъ не сдвинутымъ”, ни одного не упустилъ умѣлаго
ухищренія, чтобы убѣдить сего адамантоваго мужа; но онъ ни въ
чемъ не преуспѣлъ” ,2). Св. Маркъ Ефесскій не допускалъ никакого компромисса въ
дѣлахъ вѣры. Марку кричали: “Найди намъ выходъ, икономію”.
Маркъ отвѣчалъ: “Дѣла вѣры не допускаютъ икономіи. Это все
равно, что сказать: отруби себѣ голову, и иди куда хочешь,3). Пер¬
воначальная тенденція греческихъ іерарховъ сохранить Правосла¬
віе во всей его чистотѣ и склонить латинянъ къ Уніи путемъ убѣ¬
жденія ихъ въ неправости ихъ пониманія тѣхъ догматовъ, въ ко¬
торыхъ они расходятся съ православными, теперь смѣнилась, какъ