Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
225 Патріархомъ догматъ объ похожденіи Св. Духа отъ Отца и Сына,
какъ отъ одного Начала и одного естества, и это исхожденіе явля¬
ется однимъ единымъ дѣйствіемъ. Св. Маркъ Ефесскій, Анто¬
ній Ираклійскій и еще двое епископовъ отказались дать согла¬
сіе на такое мнѣніе. Св. Маркъ, однако, былъ единственнымъ
который рѣшительно выступилъ въ тотъ часъ, когда рушились
устои православнаго догмата объ исхожденіи Св. Духа. О до¬
кладныхъ запискахъ, письменномъ извѣщеніи о своей вѣрѣ и
мнѣніи объ Уніи, никто не упоминалъ даже. Св. Маркъ остался
одинъ. Свое "Исповѣданіе Вѣры” т. е. помянутую докладную за¬
писку, онъ и не подалъ, считая это уже безсмысленнымъ. Это
“Исповѣданіе Вѣры” онъ возвѣстилъ православному міру по воз¬
вращеніи въ Константинополь, и оно станетъ достояніемъ всѣхъ
борцовъ за Вѣру. Но хотя и не подалъ своего доклада, св. Маркъ
безбоязненно заявилъ Собранію, что Унію не принимаетъ и не
соглашается на принятіе латинскаго догмата объ исхожденіи Св.
Духа и отъ Сына, а также не одобряетъ “Filioque”. Объ этомъ
онъ такъ пишетъ: “Не успокоились предатели своего спасенія и
Православія ("Благочестія”) оставить ни одинъ камень непе¬
ревернутымъ, до тѣхъ поръ, пока не добились, собравшись на
собраніе, на которомъ предсѣдательствовали Императоръ и Пат¬
ріархъ и сидѣлъ съ ними Деспотъ, публично объявить “латин-
ствованіе”. Когда они привели изреченія, которыя казались угод¬
ными латинянамъ, какъ изъ Учителей тѣхъ, такъ и изъ велика¬
го Кирилла, то прежде чѣмъ вступить въ борьбу со мной и въ
то же время дерзко мнѣ нанести рядъ оскорбленій, они такъ
вопросили Соборъ: каково его мнѣніе относительно этихъ изрече¬
ній -и готовъ ли онъ признать Сына Виновникомъ Святаго Духа?
Въ отношеніи (приведенныхъ) изреченій участники Собора за¬
явили, что, поскольку они являются подлинными словами Учи¬
телей, такъ какъ, это удостовѣряется изъ посланія божественна¬
го Максима, то они не подлежатъ сомнѣнію; но приписать Сы¬
ну вину Духа большинство совершенно воспротивилось, ибо это
и мудрый Максимъ опредѣлилъ (говоря, что Западные Отцы не
дѣлаЪтъ Сына Виновникомъ Святаго Духа). Но тѣ, кто были
дерзко-упорны въ нечестіи, и тѣ, которые отъ начала послѣдо¬
вали за ними, обольщенные радужными обѣщаніями и дарами,
съ “непокрытой головой” возвѣстили Сына Виновникомъ Духа, что
даже въ изреченіяхъ латинянъ нигдѣ не находится открыто
выраженнымъ. Къ нимъ причислился и Патріархъ, будучи обо¬
льщенъ уже и самъ, несчастный, жаждущій какъ можно скорѣе