Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
223 происходили отъ того, что уговоренныя латинянами суммы не
выдавались регулярно грекамъ на ихъ пропитаніе. Св. Маркъ
такъ упоминаетъ объ этомъ въ своемъ автобіографическомъ тру¬
дѣ: “Много было потрачено времени, и наши тяжело переносили
отлагательства и страдали въ нуждѣ и были изведены голодомъ,
ибо и этимъ имъ приходилось бѣдствовать: ничего никому не
давалось изъ уговоренныхъ суммъ, дабы принудить тѣмъ посте¬
пенно покориться имъ (т. е. латинянамъ)”8). Правда, въ оправ¬
даніе Папы можно сказать, что въ это время и самъ Ватиканъ
терпѣлъ затрудненія матеріальнаго характера. Но возвратимся къ нашему изложенію. Императоръ собралъ большое внутреннее собраніе и запро¬
силъ присутствующихъ объ ихъ мнѣніи о заключеніи Уніи. Пат¬
ріархъ заявилъ, что онъ готовъ принять Унію и согласиться на
принятіе догмата, что Св. Духъ исходитъ отъ Отца и Сына, но
что “Filioque” никоимъ образомъ не должно вносить въ право¬
славный Сѵмволъ Вѣры, и слѣдуетъ настоять, чтобы Ватиканъ не
требовалъ никакихъ измѣненій въ богослуженіяхъ и обрядахъ
Православной Церкви. Патріархъ былъ мнѣнія о необходимости
Уніи не столько ради интересовъ Церкви, сколько ради интере¬
совъ государства: “Унія и согласіе Церкви являются для насъ
необходимостью и нашимъ долгомъ” — говорилъ онъ; — “если
мы угодимъ латинянамъ, то это будетъ огромная помощь Отече¬
ству; благодаря ей послѣдуетъ стабильность государства и все
наладится”8). Послѣ сего слово взялъ Императоръ, который,
сказавъ, что Флорентійскій Соборъ онъ считаетъ Вселенскимъ и
ничѣмъ не уступающимъ прежде бывшимъ Вселенскимъ Собо¬
рамъ, заявилъ, что если таково рѣшеніе Собора, то, какъ міря¬
нинъ, онъ покоряется ему, а какъ Императоръ, будетъ соблюдать
его рѣшеніе; онъ также сказалъ, что “Filioque” не должно быть
вносимо въ Сѵмволъ Вѣры Православной Церкви, и всѣ обря¬
ды Православія должны пребывать ненарушенными. Исидоръ,
Виссаріонъ и Дороѳей Мителенскій заявили, что они стоятъ за
выраженіе, что Св. Духъ исходитъ “отъ Сына”. Св. Маркъ Ефес-
скій, Антоній Ираклійскій, Досифей Монемвасійскій и Софроній
Ангіальскій рѣшительно возразили противъ Уніи, говоря, что они
никогда не повѣрятъ тому, что Сынъ является Виновникомъ Св.
Духа. Другіе іерархи не высказались столь отчетливо, но все
же большинство было противъ Уніи, заключаемой на такихъ,
условіяхъ.