Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
— 222 — •что они, противно уговору, отказываются вести новыя дискуссіи и
принять исповѣданіе вѣры латинянъ, безъ уточненія своего соб¬
ственнаго исповѣданія. Если будетъ заключена Унія, помощь За¬
падныхъ государей Византіи не заставитъ себя ждать. Закон¬
чилъ Папа свою рѣчь призывомъ къ грекамъ заключить Унію. На рѣчь Папы отвѣтилъ Исидоръ Кіевскій: “То, что ска¬
залъ Папа — справедливо. Но и греки не оставались бездѣйст¬
венными, и дѣло такой важности требуетъ значительнаго вре¬
мени”. Съ тѣхъ поръ среди грековъ наступаетъ рѣзкій переломъ, о
которомъ мы говорили въ началѣ 5-й главы нашего труда. Нѣ¬
сколько греческихъ іерарховъ, именно — Исидоръ, Виссаріонъ,
Дороѳей Мителенскій и епископъ Лакодимійскій заявили Импе¬
ратору, что если онъ желаетъ Унію, то они готовы сами немед¬
ленно заключите ее. Но Императоръ, не желая вызвать откры¬
таго раскола среди греческихъ іерарховъ, такъ какъ были сре¬
ди нихъ и рѣшительные противники Уніи, не одобрилъ ихъ планъ.
28-го мая, на внутреннемъ собраніи, онъ обратился съ рѣчью къ
своимъ грекамъ, призывая ихъ немедленно заключить Унію, если
этому не препятствуетъ ихъ совѣсть; по его, Императора, мнѣ¬
нію, совѣсть не препятствуетъ сему. Закончилъ онъ свою рѣчь
призывомъ заключить Унію ради спасенія государства. “Вся¬
кій, кто препятствуетъ заключенію этой святой Уніи”, говорилъ
Императоръ, “является болѣе дурнымъ предателемъ, чѣмъ Іуда”.
Нѣкоторые іерархи вокликнули на это: “Да, анаѳема тому, кто
не любитъ Унію! Только эта Унія должна быть свята!” Затѣмъ, въ
теченіе двухъ дней Исидоръ и Виссаріонъ на собраніи читали вы¬
держки изъ свв. Отцевъ, дабы примирить ученіе греческихъ Свв.
Отцевъ съ ученіемъ латинянъ объ исхожденіи Св. Духа и отъ Сына.
Напрасно св. Маркъ Ефесскій указывалъ на то, что приводимыя ими
мѣста являются фальсифицированными въ рукописяхъ со стороны
латинянъ. 30-го мая Георгій Схоларій, въ добавленіе къ своимъ рѣчамъ о
пользѣ заключенія Уніи, передалъ собранію свое сочиненіе въ
пользу мнѣнія, что Св. Духъ исходитъ отъ Отца и Сына. Воз¬
можно, что оба сочиненія были поданы имъ по распоряженію Им¬
ператора, а не были его личнымъ мнѣніемъ. Въ то время какъ происходило внутреннее наступленіе на
сознаніе греческихъ іерарховъ, и со внѣ производился нажимъ,
чтобы скорѣе покорить непокорныхъ еще. Греки терпѣли не
только духовную муку, но и лишенія и даже голодъ, о чемъ сви¬
дѣтельствуютъ и св. Маркъ Ефесскій и Сиропулъ. Лишенія эти