Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
23 ному сочиненію послѣдняго, о которомъ мы сказали выше, св.
Маркъ и тогда уже имѣлъ званіе "Ритора”, а эта функція заклю¬
чала въ себѣ толкователя Св. Писанія въ патріаршей церкви. Въ
возрастѣ 24 лѣтъ онъ получаетъ высокое званіе “Вотарія рито¬
ровъ”. Такъ же какъ прекрасно протекло дѣтство св. Марка, такъ
и еще болѣе доблественно протекали годы юности его. Находясь
въ міру, онъ велъ строгую подвижническую жизнь. Ежедневно онъ
присутствовалъ на Божественной Литургіи въ любое время года,
изнурялъ свою плоть подвигами, умъ обогащалъ изученіемъ Св.
Писанія и иными науками въ теченіе ночей и вообще, еще буду¬
чи въ міру, достигъ высокаго духовнаго совершенства. Объ этомъ
намъ говорятъ Іоаннъ Евгеникъ, Георгій Схоларій и Великій Ри¬
торъ Мануилъ. Послѣдній ограничивается только слѣдующими
словами: "Причисленный къ священному клиру Великой Церкви
по повелѣнію и благословенію святѣйшаго и мудрѣйшаго Патрі¬
арха Евфимія, онъ весь предался изученію боговдохновенныхъ
Писаній”. Болѣе подробно говоритъ Іоаннъ Евгеникъ: “И уже
ставъ наслѣдникомъ отцовской каѳедры и заботъ о молодежи, и
многихъ ученыхъ и учителей уже самъ создавая, и въ то же вре¬
мя ни на одинъ день не оставляя Священной Вечери въ Великой
Церкви, такъ что и зимой и лѣтомъ его можно было видѣть под¬
визающимся и монашеское житіе проходящимъ еще въ мірской
жизни, онъ былъ весь богоносецъ и просвѣщенъ и въ нѣжной юно¬
сти, какъ самой вещью, такъ и внѣшнимъ обликомъ, онъ былъ
дѣйствительно философъ. Затѣмъ во всенощныхъ бореніяхъ съ
самимъ собой, изучая творенія древнихъ мудрыхъ людей и сокро-
виществуя ихъ (въ сердцѣ), и ничего не оставляя изъ Божест¬
веннаго Писанія и изъ священныхъ Учителей, онъ не оставилъ
ничего, безъ того, чтобы это не было совершенно и полностью изу¬
ченнымъ”. О нравственномъ обликѣ своего наставника повѣству¬
етъ намъ Георгій Схоларій въ нагробномъ словѣ святителю Мар¬
ку, говоря слѣдующее: “Я могу сказать о праведности усопшаго
отца нашего, что будучи еще юношей и прежде чѣмъ онъ умер¬
твилъ свою плоть о Христѣ, онъ былъ уже праведнѣе пустынно¬
жительствующихъ отшельниковъ, и что, отбросивъ отъ себя все мір¬
ское для Христа и принявъ иго послушанія Богу, онъ никогда не
уклонился отъ него, никогда не увлекся суетою міра сего, не прель¬
щался временною славою его, и до самой смерти сохранилъ пла¬
менную любовь ко Христу. Живя въ столицѣ, — онъ былъ чуждъ
ея жизни, ибо ничто его не связывало съ нею. Глубокочтимый всѣ¬
ми, онъ не только не искалъ почестей, но и не желалъ ихъ” 17) Еще