Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
220 Обо всѣхъ этихъ событіяхъ такъ намъ разсказываетъ св.
Маркъ Ефесскій: “Затѣмъ начались рѣчи о примиреніи и ком¬
промиссѣ, и нѣкто изъ нашихъ сказалъ, что хорошо облобызать
миръ и достичь святаго согласія между нами, такъ чтобы и не
являлось, что Западные Отцы находятся въ противорѣчіи съ Вос¬
точными; и уже нѣкто началъ философствовать о томъ, что
“чрезъ” у нашихъ Учителей является равнозначущимъ “отъ”·
(“изъ”), и что оно (“чрезъ”) дѣлаетъ Сына Виновникомъ Ду¬
ха. Такимъ образомъ, постепенно возникло латинствованіе (ό λα¬
τινισμός), а затѣмъ начали работать надъ способомъ заключенія
Уніи и начали вырабатывать нѣкоторыя формулы, благодаря ко¬
торымъ соединились бы съ ними, представляющія извѣстный
компромиссъ, и могущія быть воспринятыми согласно и тому и
другому ученію (т. е. и латинскому и православному), какъ бы
нѣкій сапогъ, и на ту и на другую ногу. И по той причинѣ
имъ сіе казалось весьма соотвѣтствующимъ той цѣли, что такимъ
образомъ и наши легче были бы привлечены (къ Уніи) и мож¬
но было надѣяться, что сіе безпрекословно будетъ принято про¬
тивной стороной. И составивъ извѣстную грамату, содержащую
сіе, а также ясно излагающую ихъ сужденіе, они направили ее
имъ, чтобы благодаря сему заключить Унію. Но тѣ никоимъ об¬
разомъ не желали принять эту грамату безпрекословно, но или
вызывали тѣхъ на защиту и разрѣшеніе того, что было въ гра-
матѣ изъ относившагося къ предмету спора, или же требова¬
ли принятія своего, что они предварительно послали, а это бы¬
ло полное соглашеніе въ отношеніи ученія латинянъ и грековъ и
исповѣданіе, что Духъ Святый исходитъ также и отъ Сына”®). При такомъ положеніи вещей, большинство грековъ жела¬
ло прекратить всѣ дальнѣйшіе переговоры и вернуться въ Кон¬
стантинополь, о чемъ и открылись Императору. Но Императоръ
запретилъ имъ, дѣйствуя уже не столько увѣщаніями, сколько
угрозами. Между тѣмъ, онъ вошелъ въ тайные переговоры съ
Виссаріономъ, Исидоромъ и протосингеломъ Григоріемъ Маммой
(впослѣдствіи ярымъ уніатомъ и уніатскимъ Константинополь¬
скимъ патріархомъ, большимъ противникомъ св. Марка Ефесска-
го); Императоръ поручилъ имъ заняться нахожденіемъ путей къ
заключенію Уніи. Въ то же самое время, въ двухъ бесѣдахъ
съ Папой онъ просилъ его не требовать отъ грековъ болѣе точ¬
ной формулировки ученія объ исхожденіи Св. Духа, а удовле¬
твориться той, которую греки направили латинянамъ ранѣе. Но
Ватиканъ былъ непреклоненъ. Отъ имени Папы кардиналъ Це-