Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
217 можно требовать отъ латинянъ изъятія сего прибавленія изъ
Сѵмвола, то удобнѣе грекамъ ввести сіе прибавленіе и въ свой
Сѵмволъ, которое догматически оправдано, ибо оно уже факти¬
чески заключается въ словахъ Сѵмвола объ исхожденіи Св. Ду¬
ха отъ Отца. Наконецъ, Георгій Схоларій предлагаетъ извѣст¬
ную формулу, благодаря которой можно было бы заключить Унію
съ латинянами. Между тѣмъ, прибыли отъ Папа три кардинала, и Іуліанъ
Цезарини отъ лица Западной Церкви призывалъ грековъ про¬
должать переговоры, которые по винѣ грековъ, какъ онъ ска¬
залъ, не привели до сихъ поръ ни къ какому результату въ про¬
долженіи 14 мѣсяцевъ. Въ отвѣтъ на это, Императоръ настойчи¬
во указывалъ на безполезность дальнѣйшихъ дискуссій и пред¬
ложилъ, чтобы отъ обѣихъ Церквей была выбрана комиссія (по
десяти отъ каждой партіи) для изысканія иныхъ путей къ за¬
ключенію Уніи. Въ этотъ же день Императоръ отправился къ
Лапѣ, чтобы познакомить его съ своимъ планомъ. Итакъ, была выбрана комиссія: со стороны грековъ — 10
митрополитовъ (имена ихъ не указаныъ въ Дѣяніяхъ); со сторо¬
ны латинянъ: 2 кардинала, 2 митрополита, 2 игумена, 2 фило¬
софа и 2 священника. На первомъ засѣданіи комиссіи греки про¬
сили латинянъ высказаться касательно фразы въ письмѣ св. Ма¬
ксима Исповѣдника (о которомъ мы говорили въ 5-й гл. нашего
труда): “Они (Латинскіе Отцы) не дѣлаютъ Сына Виновникомъ
Св. Духа”. Греки просили латинянъ высказаться: принимаютъ
ли они то, что сказалъ св. Максимъ, за свое ученіе. Латиняне
на это отвѣтили: “Мы отнюдь не дѣлаемъ Сына первичнымъ
Виновникомъ Духа; также мы возвѣщаемъ, что Отецъ есть един¬
ственная Вина Сына и Св. Духа — Одного чрезъ рожденіе,
Другого — чрезъ похожденіе. Чтобы явить единосущіе и тоже¬
ственность естества (Божества), мы также говоримъ, что Свя¬
тый Духъ происходитъ “чрезъ” Сына, но мы также признаемъ,
нто существо Божественныхъ Ѵпостасей — нераздѣлимо. По
естеству Сынъ есть Сынъ Отца, и Св. Духъ по естеству есть
Духъ Отца и Сына. Такъ какъ невозможно отдѣлить естество
отъ ѵпостаси, то слѣдуетъ,. что Духъ (такъ какъ Онъ — отъ
существа Сына) также — и отъ Его Ѵпостаси. Впрочемъ, тѣ
Латинскіе Отцы, которыхъ приводитъ св. Максимъ, именно: Ав¬
густинъ, Іеронимъ и Амвросій, ясно утверждали, что Св. Духъ
происходитъ отъ Отца и Сына”3)· На этомъ закончилось пер¬
вое засѣданіе комиссіи.