Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
216 бы ударомъ для престижа Палы. Политика непреклоннаго на¬
жима въ отношеніи грековъ, оставаясь йъ сущности той же,
должна была теперь пойти по иному руслу. Получивъ Заявле¬
ніе грековъ, Папа отвѣтилъ, что посылаетъ къ нимъ кардина¬
ловъ для выясненія вопроса. Но кардиналы явились только че¬
резъ четыре дня. Между тѣмъ сторонники Уніи среди грековъ
не теряли времени. Такъ, Виссаріонъ Никейскій прочелъ свои
знаменитыя рѣчи въ пользу Уніи, которыхъ содержаніе слѣду¬
ющее: нѣкогда церковный миръ и единство, которые столь до¬
роги намъ, были нарушены тѣмъ фактомъ, что латиняне внесли
въ свой Сѵмволъ прибавленіе “Filioque”; этого дѣлать они не
имѣли права, потому что только Вселенскій Соборъ могъ бы такъ
распоряжаться съ Сѵмволомъ Вѣры; греки часто ставили это ла¬
тинянамъ въ упрекъ. Но теперь дѣло обстоитъ иначе — посколь¬
ку мы сейчасъ составляемъ Вселенскій Соборъ, который упол¬
номоченъ разсмотрѣть вопросъ “Filioque”. Вели греки не заклю¬
чатъ съ латинянами Унію, они будутъ имѣть тяжкую вину. Не
должно говорить: — “Мы не хотимъ Уніи”, — но слѣдуетъ раз¬
смотрѣть утвержденія латинянъ — правильны ли они или оши¬
бочны, и всемѣрно искать средствъ для достиженія Уніи (гл. 1).
Отцы Церкви, будучи просвѣщены Св. Духомъ, не могли про-
тиворѣчить другъ другу; это было выразительно сказано Отца¬
ми Седьмого Вселенскаго Собора. Слѣдуетъ согласовать изрече¬
нія свв. Отцевъ другъ съ другомъ (гл. 2). Далѣе (гл. 3-9) Вис¬
саріонъ говоритъ о томъ, что латинское ученіе объ исхожденіи
Св. Духа “и отъ Сына” — совершенно пріемлемо и догмати¬
чески оправдано. Послѣдняя часть рѣчи (гл. 10) посвящена при¬
зыву къ грекамъ заключить Унію: ибо только Унія можетъ спа¬
сти Византійскую Имперію отъ гибели; но эта Унія является не
только политической необходимостью, но также и — моральной,
ибо, въ дѣйствительности, единство Вѣры между православны¬
ми и латинянами существуетъ. Когда Виссаріонъ кончилъ двухдневную рѣчь, Георгій Схо-
ларій подалъ Императору въ письменномъ видѣ три свои рѣчи
въ пользу Уніи. Рѣчь его начиналась политическимъ аспектомъ
пользы отъ Уніи; только Унія и помощь, которую Византія по¬
лучитъ отъ Запада, можетъ спасти Родину, до такой степени стѣ¬
сненную турками. Для Греческой Церкви гораздо болѣе выго¬
денъ тѣсный союзъ съ Западомъ, нежели союзъ съ народами вар¬
варскими и некультурными. Унія должна быть истинной, а не
только проформой. Что касается “Filioque”, то поскольку невоз¬