Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
213 120. Святаго Григорія Чудотворца, изъ откровенія (бивша¬
го ему) отъ Евангелиста и Богослова Іоанна: “Единый — Богъ
Отецъ Слова Живаго, Премудрости сущей и Силы и Начертанія
вѣчнаго, совершенный совершеннаго Родитель, Отецъ — Сына
Единороднаго. Единый — Господь, Единый отъ Единаго, Богъ отъ
Бога, Начертаніе и Образъ Божества. Единый — Духъ Святый,
отъ Бога имѣющій бытіе и чрезъ Сына являемый, являемый лю¬
дямъ, совершенный Образъ совершеннаго Сына, Живая Вина жи¬
вущихъ” 101). 121. Іоанна, смиреннаго монаха, пресвитера Дамаскина, сло¬
во въ Святую Субботу, начало котораго: “Кто возвѣститъ си¬
лы Господни”, немного далѣе послѣ вступленія: “Виновникъ всего — Богъ; Самъ же Онъ ни отъ кого не происходитъ, посему Онъ —
и нерожденный; имѣющій Слово воѵпостасное, совѣчное, отъ Него
неизреченно и внѣ времени родившееся, никогда не отдѣлимое отъ
Отца, совершеннаго Бога, во всемъ подобное Родившему, кромѣ
свойства нерожденности; подобное въ существѣ и силѣ, волѣ и
дѣйствіи, царствѣ и господствѣ; Онъ не — безвиновный, ибо Онъ — отъ Отца; но Онъ не есть начавшійся во времени, ибо не было
того, чтобы когда былъ Отецъ, не былъ бы тогда и Сынъ. Ибо
Отецъ есть Отецъ Сына, и не былъ бы Отцемъ, если бы одновре¬
менно съ Отцемъ и Сынъ не имѣлъ бы бытіе; ибо Онъ — безъ
промежутка времени отъ Отца родившійся и въ Немъ нераздѣль¬
но пребывающій, являясь Премудростью Родившаго и воѵпостас-
ной Силой; существомъ Богъ, Отцу единосущный; не безъ Духа
познаваемый. Ибо и Духъ Святый отъ Отца исходитъ — едино¬
мощный, той же воли, того же дѣйствія, той же силы, совѣчный,
воѵпостасный; не образомъ рожденія происходящій, но образомъ
похожденія (это — иной образъ бытія, божественный и непости¬
жимый); во всемъ — подобный Отцу и Сыну; благой, водитель-
ный, господственный, творческій, существомъ Богъ, Отцу и Сыну
единосущный, со-царствующій, со-славимый, сгіокланяемый отъ
всей твари. Сіе является Предметомъ нашего служенія: Отецъ — нерожденный Родитель Сына, Ибо Онъ Самъ ни отъ кого не
происходитъ, Сынъ — Результатъ Рожденія Отца, какъ отъ Него
рожденный, Духъ Святый Бога и Отца, какъ отъ Него исходящій,
Который, говорится, и — отъ Сына, какъ чрезъ Него являемый и
подаемый твари, но не отъ Него имѣющій бытіе” ,ог). Конецъ (собранію изреченій Святыхъ Отцевъ).