Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
211 и мы не говоримъ, что Сынъ — Виновникъ или Отецъ, но мы гово¬
римъ, что Онъ происходитъ отъ Отца и — Сынъ Отца; Духа же
Святаго мы возвѣщаемъ — отъ Отца и именуемъ Духомъ Отца;
мы не говоримъ, что Духъ происходитъ отъ Сына, но именуемъ — “Духомъ Сына” и исповѣдуемъ, что Онъ чрезъ Сына является
и подается намъ; но мы не говоримъ, что Сынъ — отъ Духа и не
именуемъ "Сыномъ Духа”23). 112. Его же, изъ 13-й главы: “И когда я думаю о взаимномъ
соотношеніи Трехъ Ѵпостасей, я представляю себѣ, что Отецъ —
сверхсущественное Солнце, Источникъ благостыни, Бездна сущест¬
ва, разума, премудрости, силы, свѣта, Божества, Источникъ ро¬
ждающій и изводящій сокровенныя въ Немъ Блага. Итакъ, Онъ — Умъ, Бездна разума., Родитель Слова и чрезъ Слово изводя¬
щій являющагося Духа” 94). * 113. Я еще оттуда: “Отецъ есть Источникъ и Виновникъ Сы¬
на и Духа: Отецъ же — единаго Сына и Изводитель Духа. Сынъ
есть Сынъ, Слово, Цремудрость и Сила, Образъ, Сіяніе, Начерта¬
ніе Отца и сущій Отца. Но Духъ Святый не есть Сынъ Отца, но — Духъ Отца, какъ отъ Отца исходитъ: ибо, отнюдь, нѣтъ перва¬
го движенія (ονδεμία ή όρμη) безъ Духа; и (говорится) “Духъ Сы¬
на” не въ томъ смыслѣ, что Духъ происходитъ отъ Сына, но что
чрезъ Него Духъ исходитъ отъ Отца” 95). 114. Изъ 14-й главы: “Духъ Святый есть Богъ, освящающая
Сила, воѵпостасная, отъ Отца непосредственно происходящая и въ
Сынѣ почивающая, единосущная Отцу и Сыну” 96). 115. Яго же, изъ посланія къ Іордану: “Для насъ Одинъ —
Богъ: Отецъ и Слово Его и Духъ Его. Слово же воѵпостасное —
Результатъ Рожденія, почему и является Оно — Сыномъ; и Духъ
воѵпостасный — Результатъ Исхожденія и Изведенія отъ Отца
чрезъ Сына, но не — отъ Сына, ибо Духъ, возвѣщающій Слово,
есть Духъ “устъ Божіихъ”. Но, конечно, какъ тѣ уста (о которыхъ
говорится въ псалмѣ) не — тѣлесный органъ, такъ и Духъ не есть
исчезающее и растворяющееся дыханіе”97). 116. Его же, изъ слова его на погребеніе божественной пло¬
ти Господней: “Сіе является Предметомъ нашего служенія: —
Отецъ — нерожденный Родитель Сына, ибо Самъ Онъ ни отъ кого
(не происходитъ), Сынъ — Результатъ Рожденія Отца, какъ отъ
Него рожденный, Духъ Святый Бога и Отца, какъ отъ Него исхо¬
дящій, Который, говорится, и — отъ Сына, какъ чрезъ Него явля¬
емый и подаемый твари, но не отъ Него имѣющій бытіе”98). 117. Святаго Григорія’Нисскаго, изъ толкованія “Отче
нашъ": “Если же для Сына и Духа было бы общимъ имѣть бытіе