Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
22 этомъ наименованіи (“Еммануилъ” въ переводѣ означаетъ — “съ
нами Богъ”) пророческое предзнаменованіе будущаго значенія
для Церкви нынѣ крещаемаго отрока. Объ этомъ онъ такъ пишетъ:
“Дитя же во вторичномъ рожденіи въ Божественномъ Духѣ при¬
нимаетъ имя Мануилъ (да и какъ могло бы быть иначе!): ибо онъ
перваго и владычняго имени былъ достоинъ и благодаря ему —
съ нами Богъ и Благочестіе и преданная Отцами вѣра”. Учителемъ наукъ и благочестія для отрока Мануила былъ
его отецъ. Отрокъ настолько преуспѣвалъ въ мудрости, что еще
въ совсѣмъ юномъ возрастѣ изучалъ вмѣстѣ съ отцомъ ритори¬
ческія и математическія науки, какъ повѣствуетъ Іоаннъ Евге-
никъ въ своемъ синаксарѣ. Болѣе подробно о семъ говоритъ Ве¬
ликій Риторъ Мануилъ въ своемъ синаксарѣ: “Въ самой нѣжной
юности отданъ былъ онъ родителями своими въ изученіе круга
свободныхъ наукъ, который онъ въ краткое время прошелъ, какъ
бы на крыльяхъ, и превзошелъ всѣхъ своихъ соучениковъ и свер¬
стниковъ”. На 13-мъ году своей жизни отрокъ лишился своего
отца. Но сердце юноши не поколебалось въ исканіи знаній. Онъ
становится ученикомъ двухъ знаменитыхъ тогда профессоровъ въ
Константинополѣ, проходя риторику у Іоанна Хортасмена, а фи¬
лософію у Георгія Гемиста Плифона. Объ этомъ такъ повѣству¬
етъ Іоаннъ Евгеникъ: “Итакъ, лишившись таковаго отца въ воз¬
растѣ 13 лѣтъ, онъ отнюдь не допустилъ себя до разлѣненія, но
предпочелъ немедленно притечь къ наставникамъ наилучшимъ
и наиболѣе извѣстнымъ, а это были сначала — Хортасменъ Іо¬
аннъ, который потомъ украсилъ престолъ Силиврійской Митро¬
поліи, и Игнатій Метаклифисъ; а въ числѣ болѣе позднихъ фи¬
лософовъ и математиковъ — Гемистъ Георгій, отъ которыхъ въ
короткое время онъ пріобрѣлъ величайшія знанія, благодаря край¬
ней старательности и тщательности и чудесному уму; затѣмъ, и
нравомъ святымъ, ласковымъ, и степеннымъ и соотвѣтствующимъ
добрымъ старцамъ, включительно до образа одежды и обуви и
взгляда и наклона головы и до слова, его превосходнаго и весьма
украшеннаго, онъ, не только для соучащихся, но и для самихъ
наставниковъ и вообще для всѣхъ, представлялъ чудо. Такимъ
образомъ прекрасно и боголюбиво онъ прошелъ дѣтскій возрастъ
и возвышался чудесно всѣми прекрасными дѣлами...” Теперь
уже изъ ученика будущій Исповѣдникъ Церкви самъ становится
профессоромъ и наставникомъ отцовской каѳедры, къ которому
стекается цвѣтъ молодежи. Изъ числа его учениковъ вошли въ
исторію Георгій Схоларій и Ѳеодоръ Агалистъ. По еще неиздан¬